Не первый год в поселке Дома отдыха Скопинского района погибает старинная дворянская усадьба, издавна известная среди местных жителей как дача барона Таубе. С 1925 г. в ней действовал санаторий для работников окрестных угольных шахт, позднее — профилакторий Скопинского автоагрегатного завода, а в 1990-е гг. комплекс старинных зданий был заброшен и быстро деградировал. Сейчас уже непросто представить усадьбу Михайловское в эпоху ее расцвета в конце XIX в., когда ей владел высокопоставленный чиновник Императорского министерства иностранных дел барон Константин Фердинандович фон Таубе (1854–1919).
Своим появлением усадьба при деревне Гуменки Скопинского уезда обязана дворянскому роду Лихаревых. В 1824 г. полковник Михаил Дмитриевич Лихарев (1767–1846), скопинский уездный предводитель дворянства в 1797–1799 гг. и рязанский губернский предводитель дворянства в 1813–1816 гг., приобрел деревню у помещиков Кареевых и, заложив при ней каменный господский дом, преобразовал ее в сельцо Михайловское. В 1862 г. гуменковские крестьяне освободились от крепостного права, а четыре года спустя полностью рассчитались по выкупным платежам с бывшим помещиком — поручиком Александром Михайловичем Лихаревым. В 1885 г. пришедшая в упадок дворянская усадьба с земельными угодьями в 300 десятин (327,8 га) была приобретена под дачу чиновником из Петербурга.
Новый владелец Михайловского принадлежал к старинной немецкой аристократической фамилии, известной с XIII века. Свой баронский титул семья фон Таубе получила в 1638 г. от императора Священной Римской империи Фердинанда III. Отец нашего героя, инженер-путеец Фердинанд Иванович фон Таубе (1805-1870), был отпрыском первого представителя рода, сменившего прусское подданство на русское. В царствование Николая I барон служил управляющим только что построенной Царскосельской железной дорогой, а окончил свою карьеру в чине действительного статского советника и в должности исполняющего обязанности вице-директора Департамента железных дорог.
Барон Константин Фердинандович фон Таубе родился в Санкт-Петербурге 11 (23) февраля 1854 г. Его крестником стал наследник-цесаревич, будущий император Александр II, а имя новорожденному дали в честь покровительствовавшего отцу великого князя Константина Николаевича. В 1871–1877 гг. молодой аристократ обучался в престижном Императорском Александровском лицее в Царском Селе, откуда был выпущен с чином 9-го класса. В мае 1877 г. высочайшим приказом по министерству иностранных дел титулярный советник барон фон Таубе был определен на службу по внешнеполитическому ведомству.
В 1880–1882 гг. начинающий дипломат работал за границей: первые полгода — вторым секретарем российской миссии в Мадриде, где был произведен в чин коллежского асессора, позднее — на такой же должности в Брюсселе. По возвращении в Петербург барон фон Таубе стал вторым секретарем канцелярии МИДа. Этим подразделением дипломатического ведомства, в сферу ответственности которого входило ведение политической переписки, в то время руководил граф Владимир Николаевич Ламздорф, будущий министр иностранных дел России в 1900–1906 гг. При канцелярии действовала отдельная экспедиция, занимавшаяся шифрованием переписки с посольствами за рубежом и дешифровкой перехватывавшихся посланий иностранных миссий в Петербурге. Именно в этой сфере и «нашел себя» Константин фон Таубе. В его формулярном списке под 1883 и 1887 гг. отмечены единовременные премии в 800 и 1000 руб. — такими награждали чиновников за успешно подобранные ключи к иностранным шифрам.
Серьезные события произошли в это время в личной жизни мидовского чиновника — он женился на дочери тайного советника (штатского генерала) Марии Николаевне Замятниной. Появились на свет дети — дочь Софья (1883–1907) и сын Константин (1887–1940). Тогда же на имя баронессы фон Таубе была приобретена под летнюю дачу усадьба Михайловское в Скопинском уезде Рязанской губернии.
Карьера барона продвигалась не быстро, но вполне успешно. В мае 1887 г. надворный советник фон Таубе был произведен за отличие в следующий чин коллежского советника и, как опытный криптограф, назначен управляющим 1-й экспедицией при канцелярии МИДа. Он перешел в категорию особо ценных сотрудников, имевших доступ к государственной тайне, поэтому за границу его больше не посылали. Зато за годы службы в Петербурге барон стал обладателем внушительной коллекции иностранных орденов. Его грудь украшали знаки отличия Испании, Бельгии, Германии, Черногории, Франции, Италии, Греции, Дании, Персии и даже такой экзотической державы, как Аннам (современный Вьетнам). Ими монархические дворы Европы и Азии обменивались в те годы в знак вежливости и по случаю значимых событий в двусторонних отношений. Гораздо большую ценность для карьеры чиновника имели ордена отечественные, но заслужить их было непросто: свою первую серьезную российскую награду — орден Св. Владимира 4-й степени — барон фон Таубе получил лишь после 22 лет службы.
По свидетельствам современников, постоянно погруженный в мир цифр Константин Фердинандович был человеком, что называется, «не от мира сего». Обделенная вниманием мужа баронесса фон Таубе уже в 1891 г. предпочла его обществу более перспективную фигуру — камергера Михаила Николаевича Гирса, сына тогдашнего министра иностранных дел, делавшего блестящую придворную и дипломатическую карьеру. Вместе с женой от барона ушло и купленное на ее имя скопинское имение…
В 1896 г. Константин Фердинандович фон Таубе принимал участие в торжествах в Москве по случаю коронации Николая II. К таким событиям обычно приурочивали щедрую раздачу монарших милостей, и мидовский чиновник был вполне обласкан ими, получив гражданский чин действительного статского советника, равный армейскому генерал-майору, и две медали — «В память царствования Александра III» и «В память коронации Николая II». Константин Фердинандович продолжал возглавлять шифровальную экспедицию, и в июне 1901 г. был лично отмечен императором, который «соизволил пожаловать ему 800 руб. за труды по составлению нового секретного шифра». В 1907 г. барон получил свой первый и единственный «генеральский» орден — Св. Станислава 1-й степени (на ленте через плечо и со звездой).
В 1913 г. барон фон Таубе был произведен за отличие в тайные советники — чин 3-го класса. В июле 1914 г. Константин Фердинандович получил назначение управляющим цифирным отделением при 1-м политическом отделе МИДа, возглавив таким образом централизованную криптографическую службу всего российского внешнеполитического ведомства. Достижения барона и его сотрудников говорят сами за себя: накануне Первой мировой войны российские дешифровальщики свободно читали секретную переписку всех аккредитованных в Петербурге иностранных посольств, кроме австро-венгерского. Однако, как вскоре выяснилось, и русские коды уже не были тайной для зарубежных специалистов. Поэтому с началом боевых действий цифирному комитету МИДа пришлось возглавить срочную работу по подготовке новых шифров.
Барон Константин Фердинандович фон Таубе скончался в 1919 г. в революционном Петрограде, в дни, когда его родная страна мучительно входила в новый этап своей истории. Его сын Константин Константинович также делал карьеру на дипломатическом поприще и в годы Первой мировой войны служил вторым секретарем российского посольства в Тегеране. Летом 1917 г. молодой барон ненадолго приезжал из Персии в скопинское имение своей матери, изучая перспективы развития в нем добычи каменного угля с использованием труда австрийских пленных. Однако произошедшая вскоре после этого Октябрьская революция поставила крест на крупном землевладении в России, да и вообще не сулила представителям бывших имущих классов ничего хорошего. По этой причине наследнику рода фон Таубе, как и многим его коллегам — дипломатам «старого режима», пришлось доживать свои дни в эмиграции.