Моя командировка в город Александров Владимирской области случилась незадолго до повсеместного введения режима самоизоляции. Я поехала делать репортаж о жителях города, которые к тому времени уже почти месяц стояли у местной свалки, чтобы не пропустить на нее фуры с московским мусором. Первые случаи заболевания коронавирусом тогда только регистрировались по стране, никто не носил маски, а на человека, приехавшего из другого региона, не косились как на потенциального распространителя заразы.
Но жизнь в режиме постоянного страха за здоровье своих близких александровцам была знакома задолго до того, как в Россию пришел коронавирус. Их город уже третий год травит зловонная городская свалка, превратившаяся в огромную 30-метровую гору из сотен тысяч тонн отходов, преимущественно из Москвы. Люди задыхаются от свалочного газа, вокруг мусорной кучи образовались целые озера ядовитого фильтрата, в районе растет число диагнозов “онкология” и “астма”. Даже когда региональные власти ввели запрет на ввоз отходов из других регионов, столичные мусоровозы никто не остановил — ни районная администрация, ни Росприроднадзор, ни полиция. Это сделали простые люди. И им приходится даже сейчас, во время эпидемии, круглосуточно дежурить у въезда на свалку, чтобы мусоровозы не пошли снова.
У этого протеста есть свои особенности:
1) Явных антимосковских настроений в Александрове нет, в отличие от того же Шиеса. Со столицей местных жителей многое связывает, куда больше, чем с областным центром Владимиром. Москва и территориально ближе, и общественным транспортом до нее добраться быстрее (два часа на электричке против трех часов на автобусе). Не говоря уже о том, что в Москве куда больше возможностей. Поэтому многие александровцы учат в столичных вузах детей и ездят в Москву на работу. Александровский район любят московские дачники — опять же, близко и экология получше. Летом население Александрова увеличивается почти в два раза. Так что мирно сосуществовать рядом с москвичами местные жители привыкли. Но не с московским мусором.
2) Среди активистов, дежурящих на свалке, почти нет бюджетников. Зато много предпринимателей, общественников, фрилансеров, водителей и охранников, которые ездят на заработки в Москву. То есть это те люди, чей доход не зависит от отношений с местными властями. Но многие в городе поддерживают протест, особо не афишируя это. Например, юристы, силовики, местные депутаты и даже глава района, возглавляющая городское отделение «Единой России».
3) Движение против ввоза московского мусора и за закрытие свалки разношерстно, поэтому единства внутри него нет. Я была свидетелем, как коммунисты клеймили своего однопартийца за то, что тот «продался» дежурящим в патруле «афганцам», а несколько активистов спорили, кто из них внес больший вклад в протест и «разбудил народ». Зато внутри движения сама собой сформировалась своеобразная специализация: кто-то стоит на свалке в дозоре, кто-то пытается закрыть объект в судах, а кто-то регулярно организует в городе антимусорные митинги. Пока всем удается сохранять перемирие, но в любой момент где-то может прорвать.
4) Протест против московского мусора в Александровском районе приобрел стратегический характер (в этом есть сходство с Шиесом). Другие районы так называемого Приподмосковья, противостоящие наплыву столичных отходов, следят за протестом, как вся страна в Великую Отечественную войну следила за ходом Сталинградской битвы или боев на Курской дуге. Проиграет Александров — опустятся руки в Киржаче, падут духом Петушки, сдадутся в Калуге. Александровцы это понимают и стоят. Жить рядом с переполненной свалкой, которую вместо рекультивации собираются расширить в полтора раза, они не хотят.
Сейчас, когда все сидят по домам и следят за тем, как вирус расползается по миру, история противостояния александровцев и могущественного московского бизнеса отодвигается на второй план. Но такие истории даже в период эпидемий нельзя ставить на паузу. Все понимают, что эпидемия рано или поздно закончится, а мусор никуда не денется. Поэтому народный патруль продолжает дежурить в дозоре, соблюдая «социальную дистанцию». Пока власти не трогают активистов, но теперь у них появилось больше возможностей под благовидным предлогом защиты здоровья граждан разогнать всех протестующих по домам и тогда мусороперевозчики, на которых режим самоизоляции не распространяются, получат карт-бланш. Сделать это незаметно не получится, у активистов везде есть свои «глаза» и «уши». И что тогда будет, никто не может знать наверняка. Хорошо бы не второй Шиес.
Реклама «7x7». Если вам необходима имплантация зубов в Ярославле, то воспользоваться данной услугой можно в "Студии эстетической стоматологии и имплантации доктора Королева". Подробнее на сайте - https://korolevdentalstudio.ru/implantatsiya-zubov/
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Второго шиеса не будет