Красивое здание с шатровой крышей по улице Гостиной, №6 в наши дни занимает областное управление Центробанка. А прежде в нем был Орловский коммерческий банк, основанный в 1872 году при активном участии семьи Поляковых. За этими скупыми строками, переходящими из одного справочника в другой, таится удивительная судьба одной из богатейших семей России XIX века, оставившей заметный след в истории страны и подарившей Орлу одно из красивейших его зданий.
Поляковы происходили из еврейской общины города Орши Могилевской губернии. Отец семейства Соломон Поляков занимался одним из немногих доступных его соплеменникам делом - винным откупом, то есть покупал у государства право монопольной торговли алкоголем на определенной территории. Мечтой его было выбиться в купцы первой гильдии. Евреям, попавшим в эту высшую категорию купечества, разрешалось жить и заниматься предпринимательством вне черты оседлости. А это открывало многие дороги перед его сыновьями. Мечта оршанского купца сбылась, и трое его сыновей добились вершин славы и богатства.
Средний из братьев Поляковых, Самуил, первым добился успеха.
Он начинал как управляющий имением у министра почты и телеграфа графа Ивана Толстого, а впоследствии разбогател на строительстве железных дорог. Им были построены Курско-Харьковская, Харьковско-Азовская, Орлово-Грязская, Фастовская и Бендеро-Галицкая железные дороги. На многих станциях этих железных дорог устанавливали бюст Самуила Полякова работы известного скульптора Антакольского. Был такой и на Орловском железнодорожном вокзале, одной из станций Орлово-Грязской железной дороги. Сейчас этот бюст можно увидеть в экспозиции Орловского музея искусств.
Отмечу, что кроме скульптора Марка Антокольского, создавшего целую серию портретов Поляковых, любимым художником семьи был живописец Константин Маковский, один из лучших портретистов своего времени.
Портрет С. Полякова работы Маковского
Также нельзя не отметить, что в 1875 году на средства Самуила Полякова в Ельце была построена гимназия, в которой учились писатели Бунин и Пришвин.
Старший брат, Яков Поляков, тоже со временем занялся строительством железных дорог в России и за ее пределами, стал соучредителем и совладельцем нескольких банков. Его основная деятельность происходила в Таганроге.
Младший из Поляковых, Лазарь, начинал свою карьеру в тени старших братьев, помогая им в строительстве железных дорог.
Потрет Л. Полякова работы Маковского
Но к 1870-м годам скопил достаточный капитал и занялся банковским делом. К концу XIX века в его руках была уже целая финансовая империя. Банкирский дом Полякова был центром управления группой банков, железнодорожных, промышленных и торговых обществ.
Потрет Л. Полякова работы Антокольского
Основателями Орловского коммерческого банка были Самуил Поляков и его деловые партнеры из Ельца и Санкт-Петербурга. Но через четыре года после открытия банка Лазарь Поляков стал его полноправным владельцем, скупив контрольный пакет акций и став председателем правления. Орловский банк был вторым в его будущей финансовой империи. Свой первый банк, Московский земельный, специализировавшийся на ипотечных кредитах, Лазарь учредил в 29 лет. Помимо этих двух банков к началу ХХ века Л. С. Поляков состоял председателем совета Петербургско-Московского банка, был учредителем, главным акционером и распорядителем Московского международного торгового, Южно-Русского промышленного, Московского и Ярославско-Костромского земельных банков. Москва была штаб-квартирой банкирского дома Лазаря Полякова, а Московский международный банк – одним из самых крупных и важных поляковских учреждений.
Фото Л. Полякова конца XIX века
На рубеже веков Лазарь Поляков был одним из богатейших и влиятельнейших людей в Российской империи. Его бурная деятельность в стране и за ее пределами трудно поддается описанию. Он активно жертвовал на искусство и благотворительность, был членом комитета по созданию Музея изящных искусств имени Александра III (нынешний Музей изобразительных искусств имени Пушкина). Созданный на его средства зал греческих рельефов долгое время носил его имя.
А еще Полякова называли предполагаемым отцом балерины Анны Павловой.
Одним из первых Лазарь Поляков начал осваивать рынок Центральной Азии. Он успел побыть персидским консулом и представителем Османской империи, стать кавалером высших персидских и турецких орденов. В 1897 году был возведён в потомственное дворянство, получив герб, увенчанный звездой Давида, с девизом «Бог моя помощь».
Неудивительно, что Лазаря Полякова называли российским Ротшильдом. Им восхищались и ненавидели.
Однако, несмотря на видимый блеск и успешность, уже к началу ХХ века дела в банковской империи Лазаря Полякова шли неважно. К 1908 году ситуация окончательно вышла из-под его контроля. Вскрылось, что долги его банкирского дома почти вдвое превышают стоимость активов. Мнения в правительстве разделились: одни предлагали во что бы то ни стало спасти империю Полякова, поскольку от нее во многом зависела экономика России, другие категорически возражали. В итоге наиболее крупные банки Полякова были признаны несостоятельными, но спасены от банкротства и слиты в новый Соединенный банк. Среди них был и Орловский коммерческий банк. Контроль над банками и прочими предприятиями, в том числе Московской резиновой мануфактурой Полякова (будущий завод «Красный богатырь»), перешёл к группе лиц во главе с В.С. Татищевым. Сам Лазарь Поляков был признан банкротом и отстранён от управления всеми своими активами, банками и заводами.
К тому времени среднего из братьев Поляковых, Самуила, одного из основателей Орловского коммерческого банка, уже 20 лет как не было в живых. Старший брат Яков еще в 1904 году потерял значительную часть состояния из-за финансового кризиса и смиренно доживал свои дни. Но младший из братьев Поляковых не собирался так просто сдаваться. До последних дней он строил планы по возвращению хотя бы части своей финансовой империи. Но довести эти планы до конца он не успел, его не стало в январе 1914 года.
Расцвет банковской деятельности Лазаря Полякова совпал с периодом активного экономического развития России. В то время на первый план вышли люди, в которых удачно сочетались энергия, предприимчивость и изобретательность, приправленные долей авантюризма. Крах империи Поляковых был связан с экономическим спадом и чередой кризисов, сотрясавших Россию в начале ХХ века.
Дарья ФУРМАНСКАЯ