Планы регионального правительства по созданию в деревне Лубягино предприятия по переработке 200 тыс. тонн отходов ежегодно еще раз наглядно демонстрируют, что в нынешней государственной системе политика обустройства гигантских помоек именно там, где живут люди, является целенаправленной и неизбежной. В пятикилометровой зоне здесь проживает 20 тыс. человек, в десятикилометровой - в разы больше. В этой зоне потенциального поражения свалочными газами, вонью и диоксинами оказываются многочисленные дачные участки, коттеджные поселки, микрорайоны Радужный и Нововятск, где в последние годы шла активная жилищная застройка, и масса молодых семей приобрела тут квартиры. Так что пример полигона ТБО в Осинцах, построенного в географическом центре Кировской области, лесопарковом поясе - "зеленом щите" Кирова, Слободского и Кирово-Чепецка, на единственной кроме областного центра территории, где до сих пор не наблюдалась убыль населения - совсем не частный случай и не следствие ошибок каких-то конкретных чиновников. Это стратегия развития нашего края, да и государства в целом, о чем свидетельствуют "мусорные" протесты по всей России.
В единый день экологического протеста 15 марта 2020 года в поселке Вахруши состоялся очередной митинг, организованный депутатом Шиховской сельской думы Татьяной Столбовой и ее соратниками из инициативной группы "Слободской район против мусорного полигона". За пять лет противостояния этим гражданским активистам удалось сделать много. Учитывая отечественные реалии, даже невероятно много. Главное, арбитражные суды признали незаконными ввод Осинского полигона в эксплуатацию, выдачу разрешения на строительство первой карты опасного объекта на приаэродромной территории в нарушение Воздушного кодекса РФ. Однако решения судов игнорируются властями, правоохранительными органами, прокуратурой, иными органами, уполномоченными осуществлять надзор за соблюдением законодательства. Правовой нигилизм в данной ситуации достиг своего предела, и он лишь подчеркивает нелепость телодвижений по конституционной поправке в то время, когда давно прописанные в конституции положения просто не исполняются, в частности, статья 42: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".
Организаторы мероприятия были разочарованы сравнительно небольшим количеством участников (около 150–200 человек) и тем, что среди них было совсем мало молодежи. Хотя такой результат сопоставим с митингами, организуемыми в Кирове, но он серьезно уступает тому обилию людей, что митинговали в Вахрушах в первые годы сопротивления. И все же на сей раз случился определенный позитивный прорыв. В поселок прибыла делегация из Кирова - Лубягино, ее представители ярко выступили, обозначив общие позиции: проблему мусора надо решать, но не за счет качества жизни в той или иной местности, а ценности здоровья и благоприятной окружающей среды, чистого воздуха и чистой воды должны иметь приоритет над соображениями финансовой экономии. Приехали кировчане, проживающие в частях города, где нет непосредственной угрозы свалок, но поддерживающие протест по мотивам солидарности. Экопротест перестает быть местечковым, что в перспективе оставляет надежду на его многократное усиление. Но пока это лишь малые ростки к действительно массовому движению, единственно способному остановить экологическую дискриминацию людей, которым не повезло жить там, где на карте рука чиновника обвела в кружок место будущего полигона ТБО. К сожалению, уровня общественной сплоченности в отстаивании своих интересов, что показывает Шиес, Архангельская область, на Вятке пока нет и в помине. Безразличие к судьбе родного края, гражданский инфантилизм, ориентация исключительно на эгоистические жизненные цели объясняют мизерный процент тех, кто готов предпринимать шаги для улучшения жизни местного сообщества и не проходить мимо, если нарушаются права других граждан.
Во время митинга произошел забавный эпизод. Активисты обратились к некоторым его участникам помочь подержать плакаты, на что один пожилой мужчина заметил: "Можно и подержать, лишь бы про Путина ничего написано не было". В ответ прозвучала шутка: "На святое не посягаем!". И не посягали. Наоборот, многие ораторы в своих речах ссылались на президента, цитировали его фразы о стремлении решать демографические и экологические проблемы, прислушиваться к мнению граждан. Не посягали и на губернатора, он как бы не при делах. Наибольшей критике подверглись министр охраны окружающей среды и глава регионального отделения Росприроднадзора. На самом деле все так уверены, что будь министром вместо Албеговой Неалбегова, то Осинцей с Лубягино бы не случилось? Почему-то я сильно сомневаюсь. Необычайная острота мусорной проблемы характерна для многих субъектов федерации. На мой взгляд, фактор персоналий является преувеличенным. Все дотационные регионы вынуждены исходить из возможностей скудных бюджетов и небогатого населения. Это Москва может позволить себе вывозить мусор за тысячи километров. В то же время в федеральных закромах хранятся колоссальные активы, которые почему-то не направляются на организацию раздельного сбора мусора и модернизацию его утилизации, что могло стать настоящим (а не фиктивным) национальным проектом. Причем проектом, который бы на деле поддержала большая часть общества и который бы объединил людей самых разных политических взглядов - чистоту любят и патриоты-государственники, и демократы, и либералы, и коммунисты. Вместо этого верховная власть предпочитала организовывать спортивные состязания. Так что она в полной мере должна разделить ответственность с властью региональной.
На сегодня можно констатировать провал экологической политики государства, но вся система продолжает действовать так, как привыкла в последние десятилетия: манипулирование и прямой обман, неисполнение "невыгодных" законов, протаскивание и силовое продавливание решений без учёта интересов рядовых граждан, зачастую - в ущерб их интересам. Бюрократическая машина апеллирует к "публичным" слушаниям из пяти (!) собравшихся, как в Лубягино, и отметает две с лишним тысячи подписей против. Полигон в Осинцах строится на болоте, среди прудов и речек, а экспертиза утверждает отсутствие грунтовых вод - "не верь глазам своим". Институты, призванные охранять право, бездействуют или даже открыто нарушают законы. Процедуры защиты прав граждан не работают. В этих условиях повлиять на власть можно лишь активным массовым протестом. Лидеры замечательные, но усилий нескольких человек мало. На митинги должны выходить в десятки, в сотни раз больше людей. Правда, учитывая состояние нашего общества, задача эта выглядит, скорее, недостижимой.
Кировская область
Кировские экоактивисты объединились в борьбе против мусорных свалок в Осинцах и Лубягино
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.