Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. История репрессий. Дело № П-11978: японские шпионы

История репрессий. Дело № П-11978: японские шпионы

Оксана Труфанова
Оксана Труфанова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Ефанов Павел Иванович, 1895 года рождения, место рождения - Челябинская область, Варненский район, поселок  Бородиновский, по национальности русский, происходил из казаков; беспартийный, образование - низшее. Проживал по месту рождения, работал  в колхозе "Красный партизан", был раскулачен в 1930 году.

Был арестован  26 марта 1938 года, осужден - 8 августа 1938 года, по статье 58-2, 58-9, 58-11 УК РСФСР Тройкой УНКВД СССР по Челябинской области к высшей мере наказания - расстрелу, которая была приведена в исполнение 22 октября 1938 года. Реабилитирован 4 июля 1959 года Челябинским областным судом. Вместе с ним по уголовному делу обвинялось еще четыре человека (уголовные дела каждого были выделены в отдельное производство) - Ненашев Иван Яковлев, Верхошенцев Иван Никифорович, Гридяев, Мананников, Стуров также по происхождению казаки.

Павел Ефанов был сыном казака Ефанова Ивана Григорьевича и жены его Марины Максимовны. У него были родные братья и сестры - Ефанов Максим Иванович и Ефанова Татьяна Ивановна. Со своей женой Татьяной Андреевной он познакомился в Китае и привез ее на Урал после возвращения оттуда. На момент ареста ему было 43 года. Детей у супругов не было.

После ареста мужа и конфискации имущества Татьяне Андреевне пришлось до конца своих дней жить в семье племянника мужа в селе Бородиновка Варненского района Челябинской области. Женщина неоднократно писала письма генеральному прокурору СССР, все они вложены в архивно-следственное дело ее мужа, однако до самой смерти о его судьбе она так и не узнала.

По мнению следствия, с 1918 года являлся японским диверсантом-повстанцем, был завербован в Китае во время отступления с «дутовцами».  Из Постановления об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения следует, что он с июня 1918 года вступил добровольно в белую армию, отступал в Китай, где в течение восьми месяцев находился в лагерях города Чубучак (в деле следователем ошибочно записано, вероятно на слух, со слов - Чебучак), "завербован японской разведкой, в 1923 году переброшен в СССР, ведет контр революционную шпионско-диверсионную деятельность". Постановление подписано следователем Варненского  РО НКВД Майковым.

В протоколе допроса Ефанова от 29 марта 1938 года на вопрос: "Вы арестованы и обвиняетесь как участник контрреволюционной повстанческой группы, существовавшей в п. Бородиновский..., по заданию которой проводили подрывную и разрушительную работу?" был дан следующий ответ: "Нет, не признаю". Далее после склонения его следователем к признательным показаниям (в задаваемых вопросах были приведены сведения о якобы изобличающих показаниях других участников уголовного дела и свидетелей) обвиняемым также был дан ответ: "Категорически отрицаю виновность в предъявленном мне обвинениях. Настаиваю перед следствием предъявить мне факты, уличающие меня как участника в контрреволюционной повстанческой группы". Признательных показаний и самооговора от Павла Ивановича так и не удалось добиться, однако в обвинительном заключении на них почему-то ссылались. Подписывая его, вышестоящие должностные лица даже не удосужились пролистать материалы уголовного дела, чтобы обнаружить нестыковки.

Далее следователем обвиняемому вменено знакомство с неким И.А. Стуровым, однако в ходе допроса не была установлена причинно-следственная связь между вмененным знакомством и обвинением, протоколов других допросов П.И. Ефанова в деле нет. Однако в обвинительном заключении, составленном 3-им Отделом ГУ НКВД Челябинской области и подписанном помощником оперуполномоченного сержантом госбезопасности Достоваловым, помощником начальника отдела лейтенантом госбезопасности Мадьяровым, начальником 3 отдела Чередниченко, сказано, что была вскрыта и ликвидирована "японская шпионско-диверсионная группа. действовавшая в Варненском районе Челябинской области". Якобы следствием по делу  было установлено, что П.И. Ефанов с 1931 года являлся участником контрреволюционной повстанческой шпионско-диверсионной организации. Завербован он был агентом японской разведки Верхошенцевым в В-Уфалейском районе Челябинской области. Как участник организации проводил контрреволюционную повстанческую и диверсионную деятельность. В 1933 году в целях подрыва экономической мощи колхоза "Красный партизан"  умышленно поджег клади хлеба, и пожаром было уничтожено не обмолоченной пшеницы с 30 гектар и сложная молотилка.  В 1935 году вредительски построил скотный двор, который обвалился. В 1937 году устроил поджог тока № 5 с целью уничтожения намолоченного зерна. Систематически вел контрреволюционную агитационную деятельность среди населения.

В 1959 году Прокуратурой Челябинской области был инициирован пересмотр уголовного дела в отношении П.И. Ефанова. Начальнику УКГБ при Совете Министров СССР по Челябинской области Г.И. Шмыгину было направлено представление с целью установления фактических обстоятельств данного уголовного дела. Так, необходимо было ответить на ряд принципиальных вопросов, которые имели существенное значение для реабилитации приговоренного: были ли действительно совершены диверсионные акты, вмененные ему в вину, какое участие в них принимал непосредственно Ефанов, агитировал ли он население? Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, выехавшим на место следователям пришлось заново допросить свидетелей.

Так, 14 мая 1959 года свидетель Иван Федорович Зацепин показал, что знал всех обвиняемых по уголовному делу хорошо - как сослуживцев и односельчан, что никто из них не интересовался политическими вопросами, а просто работали в колхозе. На вопрос, были ли в колхозе случаи поджога сена, ответил, что такой случай, действительно, был, однако произошел из-за неосторожного обращения с огнем тракториста, а не обвиненного в нем Ефанова.

На вопрос, имел ли место факт некачественной постройки скотного двора, который привел к обрушению потолка и гибели 15 телят и 12 овец, он ответил, что такого факта в реальности никогда не было, и, что овцы и телята вообще никогда не содержались в колхозе вместе.

На вопрос, имели ли место случай поджога тока № 5 он ответил, что и этого случая никогда в бригаде № 5, где он на тот момент работал, не происходило.

Кроме того, прокуратурой на запросы в КГБ СССР 25 мая 1959 года был получен ответ о том, что Ефанов П.И. к агентуре иностранных разведорганов не относится.

26 июля 1959 года прокурором Челябинской области был внесен протест в Президиум Челябинского областного суда, в котором было сказано, что расследования по данному уголовному делу не проводилось, расстреляны обвиняемые были только на основании протоколов допроса, при чем показания в их протоколах были записаны некорректно. Проведенная по делу дополнительная проверка установила, что обвинение было сфальсифицировано. Уголовное дело в порядке надзора было прекращено за отсутствием события преступления.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
5 марта 2020
Евгений Писарев
Евгений Писарев
Смерть Сталина могла стать красным днем календаря
Мнение
28 февраля 2020
Юлия Ионушайте
Юлия Ионушайте
Первый раз в жизни была в госархиве
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Иван Верхошенцев
5 июн 2020 12:58

Вот эт да...

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияРепрессии