В Доме общественных организаций прошел круглый стол по проблемам несовершеннолетних осужденных и осужденных с пониженным статусом.
Мероприятие, собравшее вместе правозащитников и сотрудников пенитенциарной системы, было организовано фондом «Социальное партнерство» В. В. Борщева и Л. В. Волковой.
Любовь Васильевна Волкова подробно рассказала о тех рисках для нравственного и психологического здоровья ребенка, которое влечет тюремное заключение.
Оксана Труфанова рассказала о ситуации с несовершеннолетней Кристиной – единственной девочкой в мужском СИЗО. Девочку помещали в карцер 15 раз, неоднократно переводили из камеры в камеру. Труфанова предложила, чтобы несовершеннолетние девушки содержались во время следствия и суда в женских корпусах СИЗО.
Заместитель руководителя аппарата УПЧ Московский области (бывший начальник СИЗО №5, где содержатся несовершеннолетние) Анатолий Тихомиров отметил, что для несовершеннолетнего в камере проблемой является дефицит движения. Поэтому до того, как был решен вопрос об оформлении для несовершеннолетних спортивного зала, среди несовершеннолетних проявлялась агрессия, причем агрессивное состояние возрастало к ночи. Тихомиров сказал, что нельзя в одной камере содержать более трех-четырех человек.
Анатолий Тихомиров предложил, что те воспитанники ВК, кому исполнилось 19 лет, переводились при положительных характеристиках в колонии-поселения.
Председатель ОНК Московской области Сергей Леонов его поддержал, напомнив о предложении направлять бывших воспитанников воспитательной колонии после достижения ими 19 лет в отряды хозяйственной обслуги подмосковных СИЗО.
Психолог Л. А. Шилова, полковник ФСИН России, рассказала о своей работе в Пермской воспитательной колонии. Она рассказала о разных психотипах осужденных. Например, осужденные с пониженным социальным статусом отличаются мнительностью, тревожностью, ожиданием неприятностей, пониженным настроением. Помочь им могут только психолог и психиатр в содружестве.
Она отметила, что тюрьма является благоприятной средой для того, чтобы повысить свой статус путем унижения слабых.
Смотрящие заставляют ребят из категории опущенных не жаловаться. В закрытом тюремном пространстве человек обезличивается, он приобретает только одну функцию – опущенного, мужика или активиста. Колония превращается в безвыходность для человека.
Лариса Александровна отметила, что сотрудники должны предотвращать проявления психологического, физического и сексуального насилия.
Л. А. Шилова согласилась с нашими предложениями о том, чтобы психологическая помощь для сотрудников УИС и заключенных носила обязательный характер. Кроме того, необходимо, чтобы психолог при оказании психологической помощи имел право на профессиональную тайну.
Людмила Альперн рассказала об опыте обучения воспитанников детских колоний навыкам медитации.