4 февраля 2020 года у Ухтинского государственного технического университета (УГТУ) прекращена государственная аккредитация.
Что это значит и какие последствия?
Похоже, ректорат текущего врио ректора Руслана Агинея в УГТУ, включая и его самого, так и не удосужились, по всей видимости, за семь месяцев (с июля 2019 года) своего «эффективного руления» в вузе даже прочитать эти всего лишь несколько абзацев из соответствующих нормативно-правовых актов из законодательства Российской Федерации:
В соответствии с частью 9 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности.
Порядок такого перевода определён приказом Минобрнауки от 14 августа 2013 г. № 957.
О причине, влекущей за собой необходимость перевода обучающихся, организация обязана уведомить учредителя, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и заказчиков образовательных услуг в письменной форме, а также разместить указанное уведомление на своем официальном сайте в сети «Интернет»:
в случае если до истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе осталось менее 105 дней и у организации отсутствует полученное от аккредитационного органа уведомление о приеме заявления о государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу — в течение пяти рабочих дней с момента наступления указанного случая.
Случай наступления «случая» и «105 дней», а также «5 рабочих дней» для Ухтинского университета в этом контексте истекли 100 дней назад. Не сегодня и не вчера, а где-то в начале ноября прошлого, 2019 года...
Представим себе ситуацию.
Вы — родители вашего сына или дочери, который или которая в этом году заканчивает обучение в Ухтинском государственном техническом университете. И вы неожиданно узнаете, что у этого вуза прекращена государственная аккредитация. То есть этот вуз в момент стал условно не совсем «государственным».
Это значит, что Ухтинский университет теперь и минимум несколько месяцев в будущем не может выдавать никакие дипломы или другие документы государственного образца об окончании обучения. А руководство вуза вам при этом ещё и говорит — подождите три с лишним месяца, а там видно будет. Мы, мол, попробуем восстановить аккредитацию, а вы ждите.
Но вы то понимаете, что конец апреля или май — этого всего лишь месяц до защит выпускных работ и окончания вуза...
Да, и ещё всё это время идёт поиск работы. Потенциальные работодатели спрашивают о вузе обучения. А вы или сам студент говорите — Ухтинский университет. Но вся республика, и, наверно, уже в скором вся страна, знают, что этот вуз сейчас и ещё минимум три или четыре месяца не имеет аккредитации, и потом ещё совсем не факт, что университет будет, в конечном итоге, аккредитован по той специальности или направлению, по которой учится ваша дочь или ваш сын.
Да, кто до конца ещё не понял, аккредитуется не весь вуз в целом, как это было когда-то давно, а каждая группа специальностей или направлений подготовки отдельно. То есть, к примеру, соответствие специальности «нефтегазовое дело» государственному стандарту изучают и дают заключение о соответствии одни эксперты, по направлению «экономика» — другие. И совсем не факт ещё больше, что абсолютно все специальности и направления, по которым до недавних пор была госаккредитация, в конечном итоге будут признаны соответствующими гостребованиям, учитывая текущую ситуацию в УГТУ во всех смыслах.
То есть вы теперь знаете, что в этом вузе существуют, не только как минимум организационные и технические проблемы с аккредитацией и другие, но и непонятные и сомнительные вещи, связанные с содержанием обучения. Потому то, что аккредитация — это аккредитация содержания обучения на соответствие государственным требованиям.
Где именно теперь гарантия, и кто может сегодня гарантировано сказать, и в каком виде, что в Ухтинском университете есть полное соответствие содержания и качества обучения государственным образовательным стандартам?!
До 4 февраля 2020 года был действующий официальный документ — свидетельство о государственной аккредитации, и этот документ на одном листе был государственной гарантией. Сейчас этот документ утратил юридическую и прочую силу, и поэтому никаких гарантий, что ваш сын или ваша дочь успешно завершит обучение в этом вузе именно по этой специальности или направлению с получением соответствующего государственного документа (диплома) — такой гарантии сейчас нет. Причем, вы понимаете, что такой гарантии нет по независящим от вас или от самого студента причинам. То есть права обучающегося и ваши, если обучающийся несовершеннолетний, мягко говоря, сильно нарушены.
А если вы ещё платите уже четвертый год немалые деньги за обучение в вузе, и теперь вы поставлены перед фактом отсутствия аккредитации с сомнительными обещаниями, что она, аккредитация, может быть, когда-то всё же появится в УГТУ? А, может, и не появится..
А если у вас сын призывного возраста, и вы понимаете, что теперь уже есть свершившийся риск обнулившейся отсрочки от армии, потому что вуз перестал быть аккредитованным?
А если вы сами — студент выпускного курса, и у вас уже должна быть утверждена тема выпускной работы? А если в мае и июне у УГТУ всё же не появится аккредитация, куда в то время будет возможность перевестись и закончить обучение? Правильно. В мае или июне — уже никуда... Нет, теоретически это возможно, но практически — нет.
Да, конечно, можно перевестись и мае, и в июне, и даже в июле. Но кто из вузов в июне захочет брать на обучение студентов выпускных курсов из другого вуза и осуществлять их сразу выпуск (если это завершающий курс)? Или, если согласятся, то на повторный курс с сентября. Ну я бы только так предложил, если бы ко мне обратились за переводом в мой вуз студентов в июне из другого вуза. Предложил бы — ок, но с сентября на повторный, и с последующим зачётом каких-то дисциплин. И это касается не только последнего курса, но и других.
Сейчас, в феврале, если переводится, то ещё есть время на все эти переводные процедуры до конца учебного года. А в мае или июне это по датам ещё теоретически может быть возможным, но на практике практически невозможно. Риски и всё остальное в мае или в июне существенно выше для обучающихся, чем сейчас.
Представили себе все эти ситуации? И всё это не гипотетические ситуации в случае УГТУ. Это — реальность, которая сейчас есть. К сожалению..
Кстати, именно потому, что существует масса разных рисков для обучающихся, законодатель и ввёл правовую норму «105 дней до даты истечения аккредитации». То есть за 105 дней до истечения действующей аккредитации и вуз, и все его субъекты должны чётко понимать, где будут продолжать обучение студенты, если вуз всё же не сможет пройти аккредитацию по данной специальности или направлению.
К слову, имеющиеся требования к качеству обучения со стороны государства в лице соответствующих стандартов достаточно жёсткие. Не те, что были 10-20 лет назад.
И те обязательные процедуры «за 105 дней» до истечения срока аккредитации Ухтинский госуниверситет в лице врио ректора Агинея и его ректората обязаны были сделать своевременно и в полном объеме в отношении каждого обучающегося.
Если студента переводят в соответствии с правилами перевода, то соответственно сохраняются все условия: стоимость, сроки, планы, и принимающий вуз будет аккредитованный. Если это перевод из вуза, в котором уже нет аккредитации 3 месяца и условия перевода не соблюдены — тут уж извините. Перевод на общих условиях. И аккредитованные вузы неохотно берут студентов из неаккредитованных...
В заключение напомню, по закону персональную ответственность за всё, что происходит в вузе (да и в любой образовательной организации) несёт руководитель, и только он. То есть врио ректора Агиней.
Президент России Владимир Путин призвал продолжить работу по ликвидации вузов-«пустышек». На наличие в стране таких учебных заведений он указал в ходе совместного заседания президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию 6 февраля.
Конец русскому патриотическому университету казарменного типа для русских покорителей севера.
А местные разве учились только в пединституте или сельхозтехникуме?
Портянки не учатся, а только воняют.