Александровский костел (Дерендяева ул., д. 46). г. Киров. 2017 г.
Поляки на северо-востоке Европейской России начали появляться в большом количестве после разделов Речи Посполитой в конце XVIII века. Многие из них уезжали в центральные губернии, желая найти себе работу или службу. После двух польских восстаний с целью восстановления независимости в 30-е и 60-е гг. XIX века. в Вятку хлынул поток политических ссыльных из Польши. По подсчетам историка А. А. Машковцева, общая численность польской политической ссылки на территории Вятской губернии в 1860 – 1880 гг. составила 1 235 человек. В целом же только после восстания 1853 – 1864 гг. в европейские районы России были высланы 24 тысячи поляков.
Группа польских политических ссыльных. Вятка. Конец 1860-х гг.
Подавляющее большинство ссыльных поляков являлись католиками. Первоначально они собирались на квартирах и в небольших молельнях, однако потребность в собственном культовом сооружении быстро росла. На вторую половину 1860-х – начало 1880-х гг. приходится усиление активности польских политических ссыльных, которые составили ядро формировавшейся на территории Вятской губернии польской диаспоры. Ее духовным центром становится домовая церковь, которую было разрешено открыть ссыльному римско-католическому епископу Адаму Красинскому. Всего в губернии на 1896 г. насчитывалось 168 католических дворов.
Чертеж Александровского костела. 1895 г.
В 1892 г. по ходатайству ссыльных поляков вятский губернатор А. Ф. Анисьин разрешил местным католикам открыть костел в честь умершего императора Александра III. Католики воспользовались смертью монарха, после которой в России начался сбор пожертвований на строительство памятников, призванных увековечить его имя. Для каменного храма к 1895 г. был куплен у домовладельца Сырнева земельный участок на углу улиц Копанской и Всехсвятской. Проект, выполненный варшавским архитектором К. Войцеховским, был представлен в строительное отделение Вятского губернского правления в январе 1896 г.
План застройки территории вокруг костела. 1895 г.
Против сооружения в городе костела выступил епископ Вятский и Слободской Сергий (Серафимов). После длительной тяжбы 7 января 1897 г. было получено окончательное разрешение проживающим в городе католикам соорудить на собственные средства «римско-католическую каплицу, приписную к Казанскому приходу». Еще два года продолжался сбор средств. Наиболее активными жертвователями выступили состоятельные вятские предприниматели польского происхождения С. О. Якубовский, В. Н. Котлевич и Р. Д. Шенкаржевский.
Вид на Александровский костел. 1910-е гг.
17 июня 1899 г. состоялась закладка костела, строительными работами руководили вятский архитектор И. А. Чарушин и его польский коллега К. Войцеховский. Открытие костела состоялось 31 августа 1903 г., освящение храма совершал капеллан Владислав Островский. В годы Первой мировой войны католическая община Вятки сильно увеличилась за счет притока беженцев из западных губерний России. При костеле действовала польская школа, была создана библиотека, католическая община устраивала благотворительные вечера. После окончания войны и провозглашения независимости Польши большинство поляков уехало на родину. В 1920-е годы в Вятке насчитывалось лишь 50 католиков.
Интерьер польского костела. Начало XX в.
Политика советской власти, утвердившейся в России, по отношению к католикам почти не отличалась от политики к представителям других конфессий. В 1918 г. все имущество вятского костела, как и православных церквей, мечети, кирхи и синагоги, было описано. В 1922 г. проведено изъятие церковных ценностей, а вскоре костел в г. Вятке был закрыт, а его здание передали зооветинституту. Католики продолжили собираться на квартирах, где проводили мессы. Однако в 1930-е годы со стороны власти и силовых структур началась волна репрессий по отношению к полякам.
В годы «большого террора» почти все католические священники в СССР были арестованы. В 1937 г. расстрелян регулярно приезжавший в Киров из Перми, а потом из Свердловска отец Франциск Будрис, окормлявший католиков всего Урала и Предуралья. Специалистами ГАСПИ КО всего выявлено 18 католиков, репрессированных по обвинению в антисоветской деятельности в Кирове в 1937 — 1938 гг. Архивист Владимир Жаравин считает, что их могло быть и больше, так как при аресте о вероисповедании, как правило, не спрашивали. Фактически в эти годы католическая община города ликвидирована: актив был уничтожен, а оставшиеся, продолжая молиться дома, стали скрывать свою принадлежность к католической вере.
Польский костел. Начало XX в.
В 1992 – 1994 гг. здание костела было отреставрировано, в нем создан концертный зал органной музыки вятской филармонии. С середины 1990-х гг. и по сей день решается вопрос о передаче костела кировской католической общине. В настоящий момент между католиками и областной администрацией идет длительная судебная тяжба, перспективы которой пока не ясны.