Орск заполонили бродячие собаки. Люди жалуются: по улицам, по территории школ рыскают своры. У мусорных баков сидят здоровенные кобели. Рычат – охраняют территорию. На днях были покусаны беременная женщина и девочка-школьница. Лиха беда начало: весна близко, бешенство подступает. Хлебнем.
С 1 января вступил в действие закон, запрещающий усыплять бродячих животных. Их надо либо содержать в специальных приютах, либо лечить и возвращать на улицу.
Этот закон приняли под давлением зоозащитников наши родимые депутаты, вообще патологически склонные к популизму и за редким исключением не расположенные к мыслительной деятельности. Депутаты, как это обычно и бывает, не подумали о том, что написать закон на бумажке недостаточно, его надо исполнять. А как? Уппссс.
И дело не только в том, что приюты надо еще построить непонятно на какие шиши. Знакомый ветеринар сегодня рассказал: в городе N приют был, но с нового года закрылся, собак выпустили на волю. Потому что закон заставляет создавать для животных такие условия, какие не в каждом человеческом санатории имеются. Выполнить все требования практически невозможно, а если возможно, то баснословно дорого; с прокуратурой, которая обязана следить за исполнением любого закона, даже заведомо бестолкового, связываться никто не хочет. Поэтому звери, которые там содержались, оказываются на улице. Шарь по помойкам, сбивайся в стаю, охоться, в конце концов, ты ведь хищник!
У нас в Орске власти решили: будут срочно искать деньги, чтобы построить образцовый приют, а пока, временно, отлавливать собак, лечить-кастрировать, держать в карантине 10 дней и выпускать обратно. Переломит это ситуацию? Сомневаюсь. В своре, которая постоянно носится в моем районе, две собаки – с желтыми бирками в ушах, то есть они уже прошли через эту замечательную процедуру. Выглядят ли они умиротворенно, безобидно? Нет, такие же, как все: так же бегают в стае, так же покусывают других собак, так же облаивают прохожих.
И это, повторюсь, только начало. Новый закон всего две недели как действует. Что будет к марту-апрелю, когда начнутся собачьи свадьбы, а лисы принесут из степей бешенство?
Думаю, вот эта история, которая началась в рамках помощи животным, в итоге по животным же и ударит, и очень больно. Есть закон (принятый не нашими депутатами, а самой жизнью, и потому действующий безотказно): когда государство устраняется от решения проблемы, ее начинают решать сами обыватели – как принято говорить, вне правового поля. Сейчас догхантеры – это маргиналы, которых общество (в целом) осуждает. Если все пойдет, как идет сейчас, если покусают еще одного, второго, десятого ребенка, общество наверняка пересмотрит свое отношение к таким методам.
Впрочем, я не думаю, что депутаты даже это заметят. Они живут в своем мире. У них выборы на носу. Больше законов, ребята, еще больше, дурацких и разных!