Группа правозащитников, адвокатов и журналистов провела пресс-конференцию по делу Игоря Владимировича Изместьева.
Бывший член Совета Федерации от Башкортостана и бизнесмен Игорь Изместьев был признан виновным в организации ряда убийств и приговорен к пожизненному лишению свободы.
Оснований для того, чтобы вновь вернуться к этому делу, достаточно много. Европейский Суд признал приговор в отношении Изместьева вынесенным с нарушением ст. 6 Конвенции прав человека и основных свобод. Ключевой свидетель, дававший показания против Изместьева, через несколько лет после приговора признался, что оговорил Изместьева. А сам Изместьев несколько лет назад помог нашей стране вернуть имущество на 250 млрд руб., похищенных бывшим руководством Башкирии.
Адвокат Карина Москаленко рассказала о решении Европейского Суда. Суд не вправе вмешаться в решение национального суда о том, виновен или невиновен человек. Однако ЕСПЧ вправе сделать вывод о том, соответствует ли судебная процедура стандартам справедливого правосудия. По делу Изместьева вывод однозначный: рассмотрение дела в закрытом режиме не позволило обеспечить объективность рассмотрение дела, развязав руки нарушениям со стороны обвинения.
Интересен мотив рассмотрения дела в закрытом режиме: в деле из нескольких сотен томов имеется несколько бумажек, имеющих гриф гостайны. Бумажки так и не были оглашены. На содержание приговора они не повлияли. Но свою роль сыграли — процесс сделали закрытым.
Сопредседатель МХГ Валерий Борщев подчеркнул, что последней предсмертной просьбой Л. М. Алексеевой была просьба к Президенту о том, чтобы помиловать Изместьева И.В.
Член СПЧ Александр Брод рассказал о многочисленных нарушениях по данному уголовному делу. С делом Игоря Изместьева он столкнулся случайно. Но чем больше вникал в него, тем больше понимал, что это дело основано на беспрецедентных нарушениях.
Журналист Игорь Корольков показал присутствующим интересную схему: из нее видно, что Изместьеву вменяется подготовка теракта против Урала Рахимова в 20 км от резиденции Рахимова в том месте, где Рахимов никогда не бывал. Зато в этом месте бывал предприниматель Веремеенко, соперник М. Рахимова на выборах Президента Башкортостана.
Адвокат Афанасьева Е.А. рассказала об очной ставке между Изместьевым и Сергеем Финагиным, тем самым лидером Кингисеппской преступной группировки, на основании показаний которого Изместьев был осужден к ПЛС. Инициатором того, чтобы через более чем 10 лет дать показания о том, что его заставили оговорить Изместьева был сам Финагин. Афанасьева и ее коллега адвокат Олег Бессонов рассказали, что начало очной ставки их поразило: Финагин чуть ли не упал на колени перед Изместьевым. Минут 15 потребовалось, чтобы все успокоились. И адвокаты, и следователи СК понимали: показания Финагина надо проверять следственным путем. Они были убеждены, что дело будет возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам. К их удивлению, Генпрокуратура РФ дело так и не возобновила.
Почему? Ответ на это дал адвокат Александр Гусак, экс-начальник подразделений ФСБ по борьбе с организованной преступностью. За пересмотр уголовного дела у Изместьева несколько раз пытались вымогать немыслимые денежные суммы. Немало денег потрачено и на то, чтобы осудить Изместьева, а также на то, чтобы приговор устоял.
Правозащитник и журналист Ильдар Исангулов рассказал о роли сенатора Изместьева в расследовании правозащитниками событий в г. Благовещенске, где от действий ОМОНа пострадало, по официальным данным, более 300 человек, поддержке Изместьевым правозащитного движения.
А я, как ведущий круглого стола, старался, чтобы каждый мог высказаться наиболее полно. Я рассказал о том, что человек, стоявший за этими преступлениями, должен был обладать в республике фантастическим влиянием. Например, когда произошло первое убийство (был убит Салават Гайнанов) в подъезде, где грелись убийцы, были обнаружены бутылки, была установлена гостиница, где они останавливались, но никто не стал их искать. Между тем Изместьев тогда не был ни сенатором, ни крутым коммерсантом и не имел на правоохранительные органы никакого влияния.
В завершении круглого стола его участники согласовали подписание обращения к Президенту России о поддержке возобновления дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.