Начало XX века — время динамичного развития Вятки, период, когда над обликом и состоянием инфраструктуры города работали самые разные творческие силы, проектировщики и архитекторы. Имена многих из них, к сожалению, до сих пор малоизвестны широкому кругу лиц. Одним из наиболее значимых для губернского центра зодчих рубежа XIX – XX веков стал Эмиль Карлович Нюквист (1873 – 1935 гг.). Именно ему, шведу по происхождению, удалось внести весомый вклад в развитие города: не только в области строительства новых зданий, но и в сохранении старинных особняков, формировании объектов сферы благоустройства и городского хозяйства. Настоящая публикация посвящена жизни и масштабному творчеству городского архитектора Э. К. Нюквиста.
Эмиль Нюквист родился 26 июня 1873 г. в семье провизора Орловской земской аптеки Карла Карловича и его супруги Фании Петровны. На вятской земле Нюквисты оказались в 70-е годы позапрошлого века, переехав из Архангельской губернии в скромный уездный городок Орлов. После смерти отца семейства в 1884 г. мать перевезла Эмиля в Вятку, здесь для Нюквистов был куплен дом на перекрестке улиц Спасской и Всехсвятской (ныне — Дерендяева). В губернском центре Эмиля Нюквиста отправляют учиться в мужскую гимназию — главный образовательный центр региона. Показав большую тягу к знаниям, мальчик по окончании среднего учебного заведения поступает сразу и в Санкт-Петербургский технологический институт, и в Казанский университет. Оба учебных заведения Нюквист успешно окончил. В дипломе Казанского института было записано: «Э. К. Нюквист получает звание инженера-техника, имеет право поступления на государственную службу чиновником X класса, имеет право возводить фабричные и городские здания с их принадлежностями, жилыми помещениями, а также производить работы по надзору Министерства путей сообщения».
Приехавший в Вятку молодой специалист вначале устроился на работу в Казенную палату. Но уже 11 июля 1902 г. подал прошение о назначении на должность городского архитектора. В рассматривавшей прошение Нюквиста городской Думе разразились жаркие споры по поводу кандидатуры архитектора, но все же большинство (за — 16, против — 8) высказались за его назначение исполняющим обязанности городского архитектора с годовым окладом в 1800 руб. В обязанности Эмиля Карловича входил контроль за градостроительством, руководство технической частью городского водопровода, телефонной станции. Нюквист энергично взялся за порученное думцами дело. Например, он установил, что зачастую дома в городе на рубеже XIX – XX вв. строились без соответствующего разрешения Думы, без наличия чертежей либо при безграмотно выполненной проектной документации. По предложению Нюквиста при городской Управе было образовано чертежное бюро, заведующим которого стал сам Эмиль Карлович.
В начале XX в. Вятка активно развивалась и шла по пути модернизации городской инфраструктуры: был пущен водопровод, начала свою работу телефонная станция, решался вопрос о строительстве электростанции. Сооружение зданий в городе шло быстрыми темпами, появлялись новые кварталы, центральные улицы покрывались булыжной мостовой. Все эти вопросы курировал непосредственно Э. К. Нюквист. Именно ему было поручено спроектировать здание городской электростанции на перекрестке Спасской и Владимирской улиц. С пуском в 1903 г. этого важного для Вятки объекта Эмиль Карлович стал отвечать за его техническую часть.
В марте 1909 г. Нюквист участвовал в работе Всероссийского водопроводного съезда, который проходил в г. Тифлисе. Возвратившись, на заседании городской Думы архитектор впервые высказал мысль о создании в Вятке единой канализационной системы. Нюквисту было поручено разработать программу устройства в городе канализации и станции биологической очистки. Но судьба распорядилась так, что эту работу Эмилю Карловичу пришлось претворять уже в советские годы. Он заботился одновременно и об архитектурно-планировочных работах, и о функционировании коммунальных служб. Сложное городское хозяйство требовало постоянного скрупулезного надзора. Чаще Нюквиста можно было видеть не в кабинете, а непосредственно на объекте. За короткий срок техник-архитектор досконально изучил все улицы и перекрестки города, все его строения. Когда в 1909 г. в Думу был представлен новый план Вятки, составленный В. И. Чернядьевым, Нюквист нашел в нем несколько десятков ошибок и неточностей.
В 1912 г. Э. К. Нюквист перешел работать заведующим земскими мастерскими по производству пожарных машин. Под его руководством мастерские были механизированы. Здесь осваивалась новая конструкция пожарных насосов, изготовление которых стало нарастать. В конце 1915 – начале 1916 гг. Нюквист покинул Вятку, работал в Харькове, затем в Тамбове. Возвратился в наш город Эмиль Карлович лишь после революции в 1918 г. С 1918 по 1934 гг. он находился на различных должностях (начальник отдела, начальник подотдела) в Комитете государственных сооружении, строительно-технической конторе Вятского губсовнархоза, Вятстрое. Здесь ему приходилось выполнять работы по приспособлению и перестройке зданий города, составлению сметы на прокладку канализации и т. д. В 1934 г. Нюквист перешел в технологический отдел завода «Вятский металлист», бывшую мастерскую пожарных машин.
Все время работы в Вятке Нюквист занимался проектированием и постройкой самых разных зданий. Приведем 5 наиболее его крупных и значимых работ:
- Реконструкция дома Аверкия Перминова (ул. Спасская, 10 а)
Перестройка одного из старейших (1755 г.) каменных домов Вятки в 1904 г. стала первой пробой сил молодого архитектора. Задача стояла непростая: здание необходимо было расширить и приспособить под городскую телефонную станцию и ломбард. В итоге, по проекту Э. К. Нюквиста к дому были пристроены два трехэтажных крыла, изменена внутренняя планировка второго этажа, возведена мансарда. На все работы городская дума выделила 12 000 рублей. Фактически при реконструкции Нюквист спас дом от разрушения, так как в ходе его осмотра специалистами было выявлено, что если не укрепить стены, то здание банально может развалиться.
2. Дом Федора Ездакова (ул. Преображенская, д. 39)
Годом спустя Нюквист был приглашен предпринимателем и домовладельцем Ф. Л. Ездаковым, который приобрел на северо-западном угловом участке на пересечении улиц Преображенской и Никитской старый двухэтажный каменный дом и желал переделать его под актуальный времени проект. В 1905 г. старое здание сносится до верха цокольного этажа и надстраивается еще два этажа. Характерная деталь нового дома — появление на скошенном углу балкона на металлических кронштейнах. Декоративное решение фасадов было выполнено Нюквистом в «кирпичном стиле» (что характерно для начала XX в.) и содержало элементы готики. Этот дом до революции оставался доходным, при этом являясь одним из самых привлекательных на Преображенской улице.
3. Дом Антона Левицкого (ул. Карла Маркса, 79)
Наибольший расцвет творческих архитектурных сил Нюквиста пришелся на 1910 г. Именно тогда по его проекту было заложено одно из красивейших зданий города — дом врача А. Ю. Левицкого. Это было необычное для Вятки тех лет здание в стиле модерн, по своим формам напоминавшее жилые дома Англии, Голландии, Бельгии, прибалтийских стран. Коттедж был выстроен очень компактно на очень небольшой территории рядом с Владимирской церковью. Дом имел коридорно-апартаментную планировку с парадной лестницей в центральной части и имел многофункциональное назначение: здесь доктор Левицкий и принимал пациентов, и жил вместе с семьей.
4. Старообрядческая молельня (ул. Ленина, 100)
До начала XX в. своей молельни у старообрядцев в Вятке фактически не было, они собирались на частных квартирах. Только в начале XX в. удалось собрать средства и силы и в 1910 г. в усадьбе на улице Николаевской на деньги двух богатых предпринимателей (купцы Зонов и Лаптев) для общины верующих-старообрядцев поморского толка по проекту Э. К. Нюквиста строится первая в Вятке старообрядческая молельня. В соответствии с религиозными взглядами старообрядцев, в декоративном оформлении фасадов преобладали мотивы древнерусского зодчества. В целом же здание получилось весьма скромным и лаконичным: оно не было роскошно украшено декоративными элементами, от улицы комплекс построек отделял большой сад, как будто скрывавший верующих от внешнего мира.
5. 12-ое городское училище (ул. Казанская, 54)
В конце XIX – начале XX веков в губернии идёт усиленное строительство школьных учреждений. В основном это народные начальные училища со сроком обучения четыре года. В 1911 – 1912 гг. в Вятке по Казанской улице по проекту Нюквиста возводится двухэтажное каменное здание для размещения в нём двух начальных училищ на 150 человек. Архитектура здания эклектична: асимметричное объёмно-композиционное решение, детали интерьера и отдельные элементы фасадов несут черты стиля модерн, но в целом оформление решено в кирпичном стиле: кладка стен естественного цвета из лицевого кирпича, пояса различных рельефов геометричного рисунка, наделение декоративной функцией некоторых конструктивных элементов. Особенностью здания стало то, что уже свыше 100 лет оно используется по одному назначению — образовательному и просветительскому.
Помимо этого Нюквист построил в Вятке много самых разных строений. К сожалению, большинство из них до нас не дошли, либо были перестроены. Так, известно, что в 1910 г. Эмиль Карлович возглавлял комиссию по сооружению для Свияжского полка казарм. Место для них избрали на юго-западном углу улиц Владимирской и Луковицкой (ныне — Карла Маркса и Профсоюзной). В короткий срок предстояло спроектировать и построить массу зданий, где могли бы разместиться солдаты. Эти постройки, просуществовав свой срок, до нашего времени не дошли, так же как ряд деревянных домов Нюквиста, украшенных красивой резьбой. Разрушена была в 1950-е годы и Лютеранская кирха, построенная Эмилем Карловичем накануне революционных событий 1917 г. для евангелическо-лютеранского прихода на углу улиц Стефановской и Гласисной (ныне перекресток Молодой Гвардии и Октябрьского проспекта). Как и у всех архитекторов существовали у Эмиля Карловича и неосуществленные проекты. Например, он планировал перестроить и расширить здание Общественного собрания.
Мало сохранилось информации о характере личности Эмиля Нюквиста. Однако известно два весьма любопытных эпизода из его биографии. В 1912 г., не успел архитектор приступить к работе в мастерских пожарных машин, как случилось несчастье. Рабочий Епишев, повредив бревном ногу, получил очень серьезную травму. Нюквист, являвшийся начальником Епишева, несколько раз посещал подчиненного в больнице, письменно запрашивал врачей о состоянии больного, а затем выписал денежное пособие его семье. Второй случай произошел в 1913 г. На страницах газеты «Вятская речь» была помещена статья группы рабочих о беспорядках в мастерской, хамстве и обсчетах их мастером Басмановым. Через несколько дней Нюквист дал свой ответ, в котором взял под защиту Басманова. Но на этом дело не кончилось. По требованию основной массы рабочих клеветники были выявлены и заведующему пришлось их уволить. Как мы видим, Нюквист испытывал сочувствие по отношению к человеку труда, простым людям. Он состоял в составе правления вятского благотворительного общества и как его активный член занимался вопросами строительства мастерских для нищих подростков.
Эмиль Карлович Нюквист умер 19 января 1935 г. после непродолжительной болезни. В книге регистрации смертей указан возраст — 61 год, национальность — швед, причина смерти — саркома легких, место смерти — городская больница. Из этого же документа можно узнать, что жил архитектор по адресу: ул. Коммуны, 55, а последним местом его работы стал завод «Кировский металлист». Администрация предприятия поместила в газете «Кировская правда» некролог, в котором Нюквист был назван «крупным инженером-специалистом». Безусловно, Эмиль Карлович им и являлся, построенные зодчим здания по сей день украшают Вятку и сохраняют память об энергичном городском архитекторе начала прошлого века.
Фото: pastvu.com, ГАКО, С. Суворов, Н. Черный, М. Копылов