Палеонтолог Александр Храмов опубликовал любопытный пост, в котором подвергается сомнению обоснованность панических настроений вокруг изменений климата.
Я не знаю, прав ли Александр. Я не климатолог и не компетентен в том, чтобы судить о таких вопросах. Но у меня тоже есть сомнения в том, что паника имеет под собой основания.
Предположим, что изменения климата (которые часто называют глобальным потеплением, но я сейчас сижу перед своим компом в пальто, и мне что-то в потепление не верится, хоть начало сентября, и правда, было жарким), действительно, обусловлены действием антропогенного фактора. Предположим, что если эти изменения климата будут в таком же темпе продолжаться еще 1000 лет, то климат на планете Земля станет таким же, каким он был в разгар палеозоя или мезозоя (то есть, температура и содержание углекислого газа будут еще не критичны для существования жизни на Земле). В таком случае, угроза, которую могут для жителей Земли представлять изменения климата, не будет иметь существенного значения еще как минимум 1000 лет.
А вот то, что имеет сейчас существенное значение - это то, что почти миллиард человек голодают. Если экономический рост до конца XXI века будет продолжаться теми же темпами, которыми он происходил в XX веке, то к концу текущего столетия реальный валовой мировой продукт на человека будет на 40% превосходить реальный ВВП США начала нынешнего столетия. В таких условиях проблема голода сможет быть полностью решена. Значит, нужно дать странам хотя бы 100 лет для того, чтобы их экономики смогли вырасти, и не кошмарить людей всякими дурацкими протоколами, направленными на ограничения экономического роста. А за 100 лет и математические модели, используемые климатологами, будут усовершенствованы, и больше определенности появится в том, насколько опасны антропогенно-обусловленные изменения климата, насколько вероятно превращение Земли в подобие Венеры, с какими темпами будут происходить изменения климата в ближайшие 1000 лет, и каким образом можно препятствовать чрезмерным изменениям климата, не обрекая при этом людей на нищету.