Иван Валентинович Стариков - российский политик, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат экономических наук, заместитель министра экономики РФ (1995–2000), депутат Государственной Думы первого созыва (1993–1995), член Совета Федерации от Костромской области (2001–2004).
Иван Валентинович рассуждает о проблемах в банковской сфере, связанных с падением доходов наседения.
С начала года число просроченных ипотечных кредитов выросло на 35%. Скупые строчки статистики леденят кровь монетарных властей и прежде всего — руководство Банка России. Чудес не бывает, падение реальных доходов населения продолжается шестой год подряд. В итоге этот нисходящий и очень важный экономический тренд «протек» в банковский сектор.
Президент Владимир Путин на прямой линии сказал по этому поводу правду. Значительная часть доходов домашних хозяйств идет на оплату кредитов, в том числе ипотечных.
Примечательно, при длительной стагнации и низком росте национального ВВП коммерческие банки демонстрировали все это время рекордные прибыли.
Эта экономическая алхимия сильно напоминает неудержимый рост раковых клеток, только в сложном организме народно-хозяйственного комплекса. В конце концов они приведут финансовую систему страны к летальному исходу.
Нет сомнения, что хрупкая, но стальная женщина Эльвира Набиуллина это понимает.
Совету директоров ЦБ надо срочно принимать решение по охлаждению рынка ипотечных кредитов. Казалось бы, очевидная мера с понятными инструментам. Однако такая вынужденная «химиотерапия» приведет к дальнейшему «облысению» всего строительного комплекса.
А здесь и так дела идут не лучшим образом.
Значит, увеличение ставок по ипотечным кредитам вкупе с переходом долевого строительства на эскроу-счета сделает ситуацию для строителей совсем грустной. Как ни крути, при всех внешнеполитических ограничениях именно институт ипотеки стремительно развивался, тянул локомотивом и стройку, и стройиндустрию.
Стал очевидным примером необходимости сохранения макроэкономической стабильности.
Успехи на этом ипотечном рынке сподвигли Президента РФ определить в качестве ключевого показателя 120 млн. кв. метров жилья в год.
Эта национальная цель и стратегическая задача внесены звонкой битой цифрой в Указ №204 от 7 мая 2018 года.
Заморозка ипотеки сразу поставит под вопрос выполнение национального проекта, тех самых 220 млн. кв. метров жилья в год.
Не сомневайтесь, вице-премьер Виталий Мутко, а это его вахта, тут-же перенесет ответственность за феерический провал на Банк России.
Короче, клюв вытащим — спасем банковскую систему, хвост увязнет — ни тебе заявленных прорывов в экономике, ни миллионов счастливых новоселов.
Получается, у нас долгожданная макроэкономическая стабилизация есть, о ней 25 лет вдохновенно говорили и придворные либералы, и либеральные недобитки, а счастья все равно нет.
Что делать?
Быть диалектиками.
Распределение рисков между государством, застройщиками и гражданами — вот то, чем сегодня должно заняться правительство вместе с ЦБ.
Увеличение ставки по ипотечным кредитам для граждан должно быть компенсировано субсидиями из денег, направляемых на национальный проект.
Безусловно, это касается исключительно и только массового жилья эконом-класса и малоэтажного строительства такого же ценового сегмента.
Очень хорошо, что кураторы нацпроектов получат право оперативно перераспределять финансовые ресурсы без долгих согласований.
Такой механизм управления рисками обязательно запустит механизмы бюджетных мультипликаторов. Это когда на государственный рубль «намотается» три-четыре частных.
Во всяком случае, в сельском хозяйстве это работает, спросите у Алексея Гордеева.
Сможет ли Эльвира Набиуллина провести эту филигранную операцию по удалению «раковой опухоли» в банковской системе, не обвалив строительный комплекс, покажет ближайшее время.