Сегодня, 19 июня, исполнилось 16 лет с тех пор, как был арестован экс-сотрудник ЮКОСа Алексей Пичугин. 16 лет – это совершеннолетие. Но оно повод не для радости, а для горечи, потому что это – 16 украденных лет. Украденных не только лично у Алексея Пичугина и его родных, но и у всех нас. Ведь арест Пичугина положил начало делу ЮКОСа, в конечном итоге разрушившему всю систему правосудия, едва начавшую складываться в постсоветской России.
Дело ЮКОСа продолжается до сих пор: в этом мае вынесли заочный приговор бывшему адвокату ЮКОСа Павлу Ивлеву – 10 лет лишения свободы. Пичугина правозащитные организации считают политзаключенным, неправосудность судов в отношении него дважды признавал Европейский суд по правам человека, Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям призывает немедленно и безусловно освободить его. Но он остается за решеткой, в колонии для пожизненно осужденных "Черный дельфин". Независимые наблюдатели сходятся во мнении, что Пичугин был наказан только за то, что не дал ложных показаний на экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего вице-президента компании Леонида Невзлина об их якобы причастности к заказным убийствам.
Я считаю, что эта история давно исчерпала себя. По-моему, очевидно, что Пичугин, несмотря на не прекращающееся во сей день давление на него, не признает своей вины и не оговорит руководство ЮКОСа в обмен на обещания свободы. А Ходорковский не перестанет заниматься общественной деятельностью и резко критиковать нынешнюю власть, как бы его ни пытались остановить тем, что в российских застенках – заложник.
Многолетнее жесткое давление на Пичугина и Ходорковского со стороны российской власти оказалось абсолютно безрезультатным, эта история зашла в тупик, и ее нужно прекращать. А это можно сделать единственным способом: освободив Пичугина. Юридических инструментов – причем довольно простых – для этого по-прежнему предостаточно. Например, справедливое и беспристрастное рассмотрение надзорной жалобы защиты Пичугина (которое еще не состоялось), помилование (на что, кстати, указывал и Комитет министров Совета Европы – орган, отслеживающий исполнение постановлений ЕСПЧ)...
Всё перечисленное, слову, позволяет российской власти более-менее сохранить лицо. Только делать это нужно как можно скорее. Впрочем, сказанное ни в коей мере не значит, что нам нужно молча ждать, когда власть придет к такому же выводу. Напротив, мы должны продолжать поднимать голос в защиту Алексея Пичугина. Тем более что недавние события с журналистом Иваном Голуновым убедительно показали: гражданское общество способно повлиять на действия власти радикальным образом.