Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Советский Союз и коми народ

Советский Союз и коми народ

Валерий Ильинов
Валерий Ильинов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Как известно, революционные события 1917–1922 годов очень сильно повлияли на историю России и ее дальнейшее развитие. К власти пришли большевики и построили на развалах бывшей империи новое государство — СССР. Но также новая власть повлияла и на коми-зырян, сначала дав им автономную область и возможность для развития культуры, а потом притормозив рост национального самосознания.

Коми-зыряне до революции

В 19 веке во многих странах начали набирать популярность идеи антиколониализма и национального освободительного движения. Шло развитие языка и культуры национальных меньшинств в Российской империи. Зыряне, не имея собственной административно-территориальной единицы, жили в Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях. Несмотря на появление к концу 19 века достаточного количества библиотек в Коми крае (собирательное названии территории, где жили коми), книги по большей части были на русском языке. Среди причин — отсутствие единой грамматики коми языка и периодической печати на нем.

Почтовая марка, посвящённая 150-летию со дня рождения И. А. Куратова

Однако уже тогда были первые попытки создания грамматики коми языка — в 1808 г. была издана «Коми грамматика». Поэт Иван Алексеевич Куратов — основоположник коми литературы — в середине 19 века написал статью «Зырянский язык» и другие труды, которые будут изданы только в 1930-х годах. Также в начале 20 века начал свою работу по составлению коми алфавита В. А. Молодцов. Таким образом сложились предпосылки для дальнейшего развития коми языка и культуры, расцвет которых придётся уже после падения монархии в России.

Зырянская автономия и культурная революция

В 1917 году вместе с революцией в Коми пришли идеи о создании собственной автономии. Документально автономная область была создана только после Гражданской войны, когда большевики окончательно взяли власть над Советской Россией. В январе 1921 года прошел первый всезырянский съезд коммунистов.

а) в целях быстрого возрождения народа коми необходимо объединить всех коми в одну административную единицу с управлением, соответствующим общему социалистическому строю республики, с одной стороны, и особенностям духа зырян, с другой, в форме автономной советской социалистической республики Коми

22 августа 1921 года декретом ВЦИК была создана автономная область Коми (Зырян).

Дмитрий Александрович Батиев — один из создателей коми автономии

Предоставление автономии национальным окраинам — часть национальной политики большевиков (основные принципы отражены в Декларации прав народов России). Но новая власть провозгласила еще и культурную революцию, в задачи которой ставилось (помимо насаждения идеологии в культуру и образование) повышение грамотности населения. Постановлением «О школах национальных меньшинств» было разрешено обучение на родном языке.

Также в 1920–30-х годах была создана письменность у десятков народов, населявших Советский Союз. В 1918 году в Коми утвердили алфавит Молодцова, основанный на кириллице. Позже началось активное книгопечатание (в том числе и учебников) на этом алфавите. По некоторым оценкам, в 1924–1925 учебный год 217 из 230 школ работали на коми языке. С 1924 года шли разговоры о переводе коми языка на латиницу, что официально произошло в 1930 году. Переход на новый алфавит закончился в 1934 году.

Алфавит Молодцова (слева) и латинизированный алфавит (справа)

Местные власти в 1920-х годах проводили политику «зырянизации», т.е. вели делопроизводство на коми языке и привлекали коренное население в органы управления. Это также дало развитие для национальной культуры и в частности — литературы (наибольший вклад внесли Виктор Савин и Василий Лыткин).

Индустриализация, кириллизация, ГУЛАГ

К концу 1920-х годов Сталин подавил оппозицию внутри партии большевиков и отменил новую экономическую политику, провозглашенную Лениным в 1921 году. Тогда же начались коллективизация и индустриализация, которые по итогу унесли жизни и изменили судьбы миллионов людей. Примерно в это же время стала меняться и национальная политика. В 1929 году Коми автономная область вошла в состав Северного края (его административный центр — Архангельск), а дискуссии о национальной государственности коми начинали квалифицироваться как проявления национализма и национал-шовинизма.

Карта Северного края с центром в г. Архангельск

В 1936 году в Коми АССР (так стала называться республика по Конституции СССР 1936 года) пришлось отказаться от латиницы: тогда в СССР шёл процесс кириллизации. 2 года снова пользовались алфавитом Молодцова, но в 1938 году ему на смену пришел новый, который действует и до сих пор. В нем 33 буквы русского алфавита и 2 буквы (ö, i) для обозначения специфичных звуков, которым нет аналога в русском языке.

К тому же в 1930-е годы на территории Коми развернулась система лагерей ГУЛАГа. В одно время количество заключенных даже превышало население республики. Также во время массовых сталинских репрессий многие деятели культуры и государственные работники оказались в лагерях (например, поэт Виктор Савин и один из создателей коми автономии Дмитрий Батиев). Изменился и национальный состав Коми АССР.

Доля коми (оранжевый) и русских (синий) от всего населения Коми, %

На это повлияли в первую очередь два фактора. Во-первых, в Коми началось активное осваивание природных ископаемых, росли темпы промышленного роста. Это требовало притока населения извне. Во-вторых, роль сыграла уже упомянутая система лагерей и спецпоселений. Спецпоселенцы, состоящие из разных этносов (русские, украинцы, белорусы, немцы и т.д.), стали частью населения Коми АССР.

Перестройка и наши дни

Во второй половине 1980-х годов, когда началась перестройка, шёл процесс реидентификации — увеличился удельный вес людей коми национальности. С другой стороны, уже в 1990-е стало уменьшаться количество населения Республики Коми. Если в 1989 году в республике проживало более 1,2 млн человек, то с 2011 — меньше 900 тыс. Население и сейчас продолжает сокращаться. Несмотря на это, доля людей с коми национальностью остается примерно на одном уровне: около 23–26% с 1989 по 2010 годы.

И хотя перспективы сохранения коми языка и коми идентичности остаются неясными, в некоторых районах Республики Коми сохраняется высокая доля коми населения, а дети изучают коми язык как родной. В городах и районах, где коми составляют значительное меньшинство, идут разговоры о прекращении обязательного изучения коми в школах. Однако немало и защитников национального языка, которые готовы протестовать против таких идей.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
13 декабря
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Шансы России сохранить свои базы в Сирии растут
Мнение
1 августа
Кирилл Суворов
Кирилл Суворов
Обмен заключенными — очередная победа мировой демократии над русской диктатурой
Комментарии (3)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.

Валерий, чтобы разобраться в национальном вопросе большевиков, советую прочитать работу Сталина "Марксизм и национальный вопрос", которую он написал еще в 1913 году за 4 года до революции. (https://www.marxists.org/russkij/stalin/t2/marxism_nationalism.htm). После Октябрьской революции Сталин как раз и был народным комиссаром по делам национальностей (думаю, по предложению Ленина). В работе Сталин пишет, что вместо национально-культурной автономии необходима ОБЛАСТНАЯ автономия, что и было сделано в 1921 году в Коми. Сталин пишет: "Преимущество областной автономии состоит, прежде всего, в том, что при ней приходится иметь дело [c.361] не с фикцией без территории, а с определенным населением, живущим на определенной территории. Затем, она не межует людей по нациям, она не укрепляет национальных перегородок, – наоборот, она ломает эти перегородки и объединяет население для того, чтобы открыть дорогу для межевания другого рода, межевания по классам. Наконец, она дает возможность наилучшим образом использовать природные богатства области и развить производительные силы, не дожидаясь решений общего центра, - функции, не присущие культурно-национальной автономии". Обрати внимание, что большевики изначально стремились к делению людей не по национальностям, а по классам, отстаивая интернационализм. Поэтому во время Великой Отечественной войны в одном окопе можно было встретить грузина и татарина, узбека и украинца, русского и армянина. Все вместе они считали себя советскими людьми и воевали за Советский социалистический строй. Однако, это не говорит о том, что в Коми АССР не поддерживали в советское время культуру народа Коми и не запрещали говорить людям на их исконном с древних пор языке. А вот если поступить, как сейчас на Украине - ввели обязательный украинский язык - то это и есть разделить людей по национальностям, это махровый национализм. Надеюсь, что ты, Валерий, не из их числа?

Однако, это не говорит о том, что в Коми АССР не поддерживали в советское время культуру народа Коми и запрещали говорить людям на их исконном с древних пор языке.

Нурмухамед
11 июн 2019 10:11

Александр, бесполезное дело что-то здесь доказывать. Провокационные статьи этого, с позволения сказать автора, появляются в не лучшие для власти моменты. Набор штампов, копипастов и провокационный вброс - стандартный набор. Не особо вкладываясь, не напрягая последние извилины. (прейскурант по нижней планке) Если Вы заметили, местная власть в большинстве случаев давления народа, не находит ничего лучшего, как прокричать в ответ "сам дурак!". Так было и с выступлениями ижемцев против лукойла, организации референдума после слияния, ... Теперь вот народ вместе с мусором на митингах валит в одну кучу и местную власть, и даже федеральную. Как же не мобилизовать в такую страшную годину ...!

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияКомиКоренные народы