Возложение цветов к памятнику павшим, похоронном на Владыкинском кладбище. Старинное Владыкинское кладбище хотя и находится около м. Владыкино, спряталось за гаражами и забором Главного ботанического сада.
Кладбище было основано в 1959 году и когда-то занимало более обширные пространства; на нем хоронили жителей сел Нововладыкино, Владыкино, Старовладыкино и сельца Марфино. Но город наступал, и сегодня площадь кладбища – менее полутора гектара.
Тем не менее – это одно из самых благоустроенных и красивых кладбищ Москвы. Увы, большей части могил людей, ушедших 2-3 поколения назад, на кладбище уже нет: обойдя около 200 могил мы с трудом нашли 15 могил тех, кто умер более полувека назад.
Не нашли мы и могил павших воинов, похороненных на кладбище. Однако прямо напротив входа о них напоминает скромный обелиск с четырьмя фамилиями, гласящий, что на кладбище похоронены погибшие в годы Великой Отечественной войны:
- красноармеец Гнусов Е. Ф. (погиб в 1945 году);
- красноармеец Смыков Т. Ф. (1916–1945);
- красноармеец Пузин К. М. (погиб в 1941 году);
- красноармеец Курилкин И. И. (1911–1942).
К нему мы и возложили цветы. Кто же они, эти люди, погибшие в те далекие годы?
Про Е. Ф. Гнусова мне не удалось найти ничего.
Про Смыкова Т. Ф., погибшего в 1945 году, удалось выяснить следующее. Человека с такими данными в архиве «Память народа» нет. Однако есть Смыков Тимофей Федорович, который родился в 1916 году. 20 октября 1941 года он скончался от ран и был похоронен на некоем «Ладыкинском кладбище» в г. Москве, расположенном на Малодекабрьской улице. Однако Ладыкинского кладбища в Москве никогда не было.
Пузин Кирилл Петрович был призван Тимирязевским РВК г. Москвы. Проходил службу в 206-м стрелковом полку. 18 октября 1941 году он был ранен, получил обширно рванно-размозженную рану правого предплечья и на следующий день умер от шока в эвакогоспитале №2386. Однако проживал он в Волчовском районе Тамбовской области деревне Маричевка, где у него остался отец Пузинов Егор Захарович. Таким образом, в заявлении о потерях фамилии отца и погибшего сына указаны в разных редакциях.
Никаких сведений о 206-м стрелковом полку за 1941 год я не обнаружил, все, что написано об этом полку, касается 1943 года.
Более того, что допущена путаница в годе смерти и названии кладбища, так еще и в разделе о смерти Смыкова Т. Ф. размещены сведения о смерти Пузина, который, возможно был никакой ни Пузин, а Пузанов.
Красноармеец Иван Иванович Курилкин, 1911 г. р., умер от ран 6 мая 1942 года. Он проходил службу в 885-м стрелком полку 290 стрелковой дивизии в должности стрелка. 9 мая жене Курилкина начальством эвакогоспиталя 5018 было направлено извещение №0334 о том, что ее муж, проявив мужество и героизм, был ранен и умер от ран и похоронен на кладбище Старовладычино ст. Новогиреево. Незадолго до этого он получил ранение и в апреле 1942 года находился на лечении в том же госпитале. В апреле полк вел бои за деревню Фомино-1 (Барятинский район Калужской области), где смогли выбить врага из деревни, овладев 11 орудиями, двумя танками, 70 автоматами. Враг обрушил на полк всю мощь своей артиллерии и авиации.
Очевидно, в том сражении Курилкин и получил апрельское ранение.
Однако по другим данным, его смерть наступила от туберкулеза легких. Судя по архивным записям, в связи с заболеванием он был уволен в запас, но болезнь, вызванная плохими условиями жизни, перегрузками, сыростью сделала свое страшное дело.
В обоих документах указывается, что он похоронен на кладбище «с. Владыкино… ст. Новогиреево». Однако такого кладбища никогда не было, а было кладбище в с. Владыкино Рижского района Москвы. Как можно понять, путаница в документах возникла из-за того, что его жена Курилкина Варвара Трофимовна сама проживала в доме при яслях 4-го проспекта Ново-Гиреева рядом с с. Владычино, в связи с чем писарь и решил, что Курилкина похоронили вблизи от места жительства семьи.
Как мы видим, не только прижизненная, но и посмертная судьба этих людей сложилась непросто. Мною направлены запросы в архив об уточнении информации о них.
Хочется надеяться, что нам удастся более подробно узнать об их судьбе.