Я уверен, что начало действия законов о фейковых новостях и оскорблении власти будет сопровождаться различного рода инсинуациями со стороны чиновников, особенно в российских регионах. Сама буква закона позволяет им это делать, поскольку понятия «новостного фейка» и «явного неуважения» четко не определены. Принимать решение в каждом конкретном случае должна будет прокуратура.
Учитывая патологическую тупость, которую периодически демонстрируют некоторые российские чиновники, ситуации могут возникнуть трагикомические.
Например, намедни некий сотрудник мэрии Ярославля по фамилии то ли ВолкОевский, то ли Волканевский, которого я знать не знаю, но который, видимо, проникся чувством своей чиновничьей значимости, заявил, что ИА REGNUM распространяет фейковые новости о сокращении муниципальной субсидии водному транспорту, тому самому речному трамвайчику.
Да, — заявил Волканевский, — должны были 12 млн выделить, а выделили 5. Но 5 — это неправда, а 12 — правда, поскольку мы сейчас выделили 5, но потом еще дадим.
Мне одному кажется, что у Волканевского весьма странное понимание «фейка»?
При этом сей «ответственный» сотрудник мэрии Ярославля, видимо, не читал текста поправок в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», поскольку, если городская власть не удосужится обеспечить финансовую поддержку водному транспорту в полном объеме, именно г-н Волканевский может быть привлечен к ответственности за «распространение заведомо ложной информации» «под видом достоверных сообщений», которая «создает угрозу функционированию транспортной инфраструктуры» (цитата по сайту ГД РФ).
Еще более запутанная история с «неуважением власти».
Уважение — морально-нравственная категория сложившаяся и устойчиво существующая в обществе. Она характеризует отношение к общественным и человеческим ценностям. Относится ли должность чиновника к таким ценностям? Меня воспитывали с убеждением того, что отношение к человеку должно зависеть от его поступков, а не от его статуса. И, насколько я знаю, такая мера является общепринятой. К чему призывает новый закон, к уважению личности или уважению к статусу?
С другой стороны. Я часто нелицеприятно высказываюсь в адрес конкретных высокопоставленных чиновников. Но является ли это неуважением к статусу? Ничего не имею против статуса губернатора или мэра, я уважаю эти статусы как государственные институты. Но я критикую личности и их поступки. Критикую, исходя из собственного понимания общего блага и обязанности государственных институтов этому благу служить.
В конце концов, уважение подразумевает взаимность. Уважение государства к гражданину проявляется в гарантиях справедливости, равенства прав и обеспечении свобод, важнейшей из которых является свобода слова.
Ох, запутаются с применением этих законов наши чиновники, это как пить дать.