Когда в Петербурге на день рождения «Независимых гидов» собиралась часть нашей команды, программа была, как обычно, культурная: всегда договариваемся, на какую выставку или в какой музей пойдем все вместе и кто что позже посетит по интересам, чтобы за вечерним столом обогатить веселую компанию своими впечатлениями. За зиму мы побывали в Исаакие, Казанском соборе, Генштабе, Музее религии, Макете Россия, Петропавловской крепости и Александро-Невской лавре. Но случайное посещение лютеранской церкви святых Петра и Павла на Невском проспекте, знаменитой Petrikirche, так засело в голове, что расскажу отдельно. Погодка была так себе, вечерело, холодало, мы зашли погреться с любознательными целями, но когда зашли, сразу влились в бесплатную экскурсию, которую проводил немец, хорошо говоривший на русском. Он говорил так просто и душевно, что мы присоединились «чуть послушать» и втянулись. С первого этажа мы пошли в казематы церкви — обычный подвал, сводчатые потолки, ничего необычного. В подвале — модное нынче art-пространство, мастерские, склады. Естественно, что у немцев денег на реставрацию такого объекта нет, а государство помогает, как известно, только истинно-кремлевско-верующим.
Из подвала мы поднялись в частично сохранившуюся чашу бассейна, который соорудили большевики. Пунктик, у них, что ли, на бассейнах на месте церквей был? Объект интересный, необычный для «парадного» Петербурга, который мы видим в музеях. Там история застывшая — здесь она живая. Участок под церковь лютеранам выделил еще Пётр I. Ко времени революции община немцев, если не ошибаюсь, достигала пяти тысяч человек. Потом общину уничтожили, сделали склад декораций, а в 1962 году — бассейн, что окончательно уничтожило внутренне убранство памятника. Сегодня община немцев — около 200 человек.
Между цифрами в 5000 прихожан и 200 прихожан было так: сначала большевики отделили церковь от государства (что я и сейчас поддерживаю двумя руками), но потом стали уничтожать всех подряд. Кстати, что религия — опиум для народа, я согласен до сих пор, какие бы трагичные последствия ни были связаны с этой правильной мыслью.
Потом немцев начали арестовывать и ссылать.
В теплушки и в неизвестность.
Чаще всего — в чистое поле и голый лес, где немцы, как и сотни тысяч других вынужденных «переселенцев» сталинской эпохи, вынуждены были строить себе бараки и погибать.
Те, кто выживал, пытались проводить тайные богослужения.
Но чаще всего оказывались в лагерях.
Автор картин сидел в Воркуте. Видимо, в одно время с моим дедом.
Простая история, но кажется, даже ангелы в такой момент приседают от страха...