Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Воронежская область
  2. Чего не понимает президент

Чего не понимает президент

Сергей Муштенко
Сергей Муштенко
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Чего не понимает президент, а также аппарат президента, правительство, другие представители различных ветвей власти,
а также Сурков и пучки, вязанки и снопы из аналогичных демиургов.

Если кратко, то нет понимания, как ведет себя общественная система вблизи точки бифуркации, когда система претерпевает фазовый переход, испытывая трансформацию от одной общественно экономической формации в другую.

Краткий ответ. Наличествует ложное представление о том, что система ведет себя по линейным законам, прогнозируемо, управляемо и локально. На самом деле, вблизи точки бифуркации система ведет себя степенным образом (по времени и силе изменений); имеется скайлинг (масштабирование) всех процессов; система переходит в неуправляемый режим (время принятия решения на порядок превышает время нарастания новых процессов, скорость процессов растет также степенным образом); система переходит из стабильного состояния в неустойчивое как по отраслевому принципу, так и по территориальному.

Такое поведение общественной системы, как правило, приводит к смене власти, революциям, майданам и прочим социальным катаклизмам. Как правило, система переходит в новое состояние, затратив колоссальное количество ресурсов (людских, материальных и пр.) и может оказаться в «откатившемся» назад состоянии по времени на несколько десятилетий.

Следует отметить, что сам момент такого перехода первоначально не прогнозировался, ничего не предвещало наступление предстоящего катаклизма, все индикаторы, социальные замеры социальных настроений были в пределах допустимых.

Характерный пример такого поведения — катаклизмы в Румынии, которые начались с митинга в поддержку действующего президента, которого поддерживало 99% населения, и закончились трагически практически для всех, вовлеченных этим катаклизмом.

Затем все задействованные в конфликте стороны заламывают руки в стенаниях, обвиняя других участников и назначая виновных: «если бы эти могли потерпеть», «если бы те не нарушали элементарные разумные пределы» и т. п. Однако исход абсолютно закономерен и предопределен.

Далее я разберу несколько характерных черт, предшествующих такому фазовому переходу и приведу примеры. Далее можно не читать, впрочем, и те, кто дочитал до этого места, скорее всего уже разочарованы и тоже прервут чтение.

1. ИЛЛЮЗИЯ ИЗОЛЯЦИИ. Она исходит из простых, на первый взгляд, соображений, которые кажутся убедительными, но на самом деле являются ошибочными. Если ограничить внешние воздействия, снизить внешний товаропоток, ввести ограничения, пошлины, заградительные меры, то за счет внутренних резервов и налаживания внутренних бизнес-процессов можно развить собственную экономику, производство, создать рабочие места, повысить жизненный уровень. Да, понятно, что у данного процесса локализации и изоляции будут очевидные недостатки: товары и услуги могут уступать в качестве и ассортименте, будут задействованы неконкурентные «отставшие» технологии, да, наметится дальнейшее отставание, но при этом организованный внутренний процесс производства товаров и услуг может на долгое время сохранить устойчивость системы. Поскольку вполне понятно, что конкурентное преимущество будет утеряно, то придется всеми возможными способами ограничить информационные потоки, включить собственные элементы идеологии пропаганды, противодействующие внешнему воздействию.

На самом деле в современном информационном мире информационные процессы в зависимости от времени растут степенным образом и накопленное отставание может быть в дальнейшем невосполнимо.

И наоборот, открытость системы, подверженная внешним воздействиям, как правило, позволяет системе структурироваться, находить внутренние резервы для конкуренции.

2. ИЛЛЮЗИЯ РЕЗЕРВОВ (ЗАПАСА ПРОЧНОСТИ). Она базируется на том, что накопленные значительные финансовые ресурсы («большая кубышка»), природные богатства, авторитет лидеров и капитал доверия позволят системе еще долго функционировать. Как правило, ограничиваются финансовые потоки, вводится ограничение на использование валют других государств и т. п. Ошибочность позиции в том, что при критических явлениях происходит масштабирование и переоценка всех существующих ценностей и ресурсов. Деньги — всего лишь условная оценка существующих ценностей и коммуникационных отношений, которые имеют всегда проекцию в будущее (как отложенный спрос). Если система развивается и требует для своего развития новые ресурсы и привлечения финансов — это одна ситуация. Как говорил Бен Бернанке, существуют в экономике ситуации, когда деньги можно разбрасывать с вертолета, поскольку в быстро развивающейся системе это не приведет к инфляции и деньги будут акцептированы экономикой. Напротив, если система изолирована и стагнирует, экономика не может воспринять денежные потоки, они перестают быть ценностью, когда условия являются экстремальными, а риски непомерно велики. Перспектива неясна и не стабильна. Вспоминается эпизод из фильма с Сильвестром Сталонне, который в горах попал с чемоданом долларов в снежную пещеру. Для того чтобы выжить и не замерзнуть, ему пришлось жечь доллары. Примерно такая же переоценка ценностей происходит и в экономике: нарастает инфляция, деньги не удовлетворяют отложенный спрос и не обладают функцией накопления богатств, система переходит на бартерные отношения. Цены начинают расти, поскольку возрастают риски, а возросшие риски могут быть компенсированы только сверх маржинальным доходом и сверхприбылью. Длинные циклы производств оказываются неконкурентными.

3. ИЛЛЮЗИЯ ЖЕСТКОЙ РУКИ ИЛИ ЗАКРУЧИВАНИЯ ГАЕК. В условиях кризисных явлений возникают и нарастают хаотические течения, и складывается иллюзия того, что если бы возникла жесткая рука, которая привела бы систему в порядок и позволила бороться с неконтролируемыми явлениями, то система долго оставалась бы стабильной. Нужно только потуже затянуть гайки. Как правило, вводятся более жесткие законы, регламенты, ограничения прав и свобод, начинают действовать инструкции, распоряжения, во многих случаях система переходит на ручное управление. Увеличиваются расходы на командно-административный блок, властные и силовые структуры. Ошибочность такой позиции заключается в том, что при этом рушатся и перестают быть нужными различные общественные институты, структуры, общественные движения. Общество лишается возможности релаксировать в другие промежуточные локальные устойчивые состояния. Жесткость системы приводит, в конечном итоге, к ломке всей системы. Такие механизмы устойчивости системы хорошо известны в различных областях. Например, стальной прутик требует значительных усилий для того, чтобы его сломать. Но, достигая предела прочности, этот прутик ломается быстро и с треском. Наоборот, медный провод такого же сечения легко гнется, но сломать его не удается, поскольку он принимает новые изогнутые формы с промежуточными устойчивыми энергетическими состояниями, происходит релаксация напряжений. Требуются значительные усилия, чтобы много раз согнуть этот провод, прежде чем тепловая энергия, дислокации, точечные и линейные дефекты не выйдут на поверхность и произойдет разрушение.

4. ИЛЛЮЗИЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ. Она базируется на том, что если в обществе задействовать мощные инструменты контроля, то можно будет прогнозировать процессы, предотвращать негативные явления, бороться с нежелательными негативными явлениями. Однако хорошо известно, что функция контроля является одной из самых дорогостоящих и трудоемких. В период кризиса стоимость и трудозатраты возрастают кратно. При этом возникает следующий парадокс, известный в управлении: функция контроля достигает предела своей «разрешающей способности». То есть, для того, чтобы контролировать процесс стоимостью в единицу требуются затраты на контроль сопоставимые с единицей. В дальнейшем издержки возрастают степенным образом, количество объектов, требующих контроля, также возрастает кратно и функция контроля полностью утрачивает свою значимость. Специально разработанные средства и оружие, предназначенные для контроля и обеспечения безопасности, оказываются в руках тех, против кого эти средства были предназначены.

Кроме того, интенсивность всех процессов возрастает, ручной режим управления перестает быть эффективным, системы самоорганизации не работают и неэффективны. Система переходит в неуправляемое состояние. Возникают разрывы как внутриотраслевые (например, может обрушиться рынок недвижимости, поскольку в условиях кризиса ценность потеряна), а могут возникать центробежные тенденции, сепаратистские настроения, основанные на желании «хоть у нас-то сохранить состояние стабильности».

Можно привести еще несколько ИЛЛЮЗИЙ, характеризующих состояние, предшествующее катаклизму.

Теперь у меня есть ДВЕ новости, для дочитавших до этого места. Как всегда, следуя жанру, ПЛОХАЯ И ХОРОШАЯ.

Начну с ПЛОХОЙ. Если начнется состояние фазового перехода, то поделать с этим уже ничего невозможно, пока система, заплатив огромными потерями всех ресурсов, не придет в более или менее устойчивое состояние. В период фазового перехода (а это фазовый переход второго рода) система неуправляема, неконтролируема. Переход происходит сразу во всей системе, он затрагивает структуру общества, он необратим. Начало процесса непредсказуемо и может начаться с любой малой спонтанной флуктуации, которая перерастет в масштабные структурные изменения. Поведение систем в момент самой бифуркации практически не изучено.

Теперь ХОРОШАЯ новость. Пока фазовый переход не начался, еще ВСЕ МОЖНО ИСПРАВИТЬ. Рецепт тоже понятен. Понятно, как это сделать. Понятно, что надо сделать. Необходимо совершить разворот и пойти в сторону от точки бифуркации. Необходим комплекс мер по снижению страновых и региональных рисков. Необходимо запустить процессы самоорганизации, переместить центры принятия решений в центры формирования «прибыли», то есть в наиболее важные самостоятельные институты. Правда вполне очевидна некоторая угроза центробежных сил, но если провести это грамотно, то эффект и преимущества от объединения в целое превысит сепаратистские тенденции (к сожалению, они уже сейчас тоже сформированы).

Впрочем, это уже совсем иная история.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
20 сентября
Григорий Михнов-Вайтенко
Григорий Михнов-Вайтенко
Прошел третий кассационный суд по делу Игоря Барышникова
Комментарии (5)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Муслим
23 фев 2019 16:26

У меня вопрос.Почему при наличии очень продвинутых ,вроде вас, общество всегда под управлением посредственных личностей? Может быть в этом вся проблема?

R00900419735
24 фев 2019 09:24

Попроще надо ,меньше лишних слов,точка бифуркации,демиурги ,скайлинг.В конечном итоге всё сводится к жадности так называемой элиты.Обычные человеческие пороки накладываются на общесвенный строй и получается нежизнеспособная конструкция ведущая к разрушению страны.

Alwx
24 фев 2019 15:29

Не понимает?Это бред !Всё что он делает,это он делает только для своего блага!Против народа!!!

Доктор
24 фев 2019 18:19

Сомневаюсь, что новые поросята будут не хрюкать, а гавкать.

Орлуша
25 фев 2019 16:13

Автору: изучаем соответствующую математику http://booksshare.net/books/physics/breker-t/1977/files/defrostkiikatostrofi1977.pdf

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьПутинЭкономика