Актуальные проблемы помощи бездомным.
Круглый стол на такую тему состоялся в Московской областной Думе.
Член Общественной Палаты Московской области и бывший начальник ПДН области Людмила Тропина отметила, что карательный подход по отношению к бездомным закончился с изданием указа Президента в 1990-е годы.
Представитель соц. защиты порадовала присутствующих тем, что социальная пенсия будет назначаться мужчинам с 70 лет, женщинам — с 65.
Заместитель председателя СПЧ Евгений Бобров обратил внимание на то, что одной из главных причин бездомности является сложный порядок регистрации россиян. Он предложил упростить порядок регистрации, ввести регистрацию гражданина по месту нахождения работодателя или месту нахождения местной администрации либо отделения по вопросам миграции. Такая регистрация решает 2 главные задачи регистрации — адресность и статистический учет населения. Добавлю, что такая регистрация позволит и обеспечить полный охват населения страны.
Бобров коснулся привлечения к уголовной ответственности людей, которые по доброте душевной зарегистрировали у себя нескольких иностранцев. Их привлекают к ответственности за организацию нелегальной миграции, хотя именно государство было обязано обеспечить доступность для граждан регистрационного учета.
Представитель Фонда «Ночлежка» Байбакова Д.А. сообщила о том, что за 29 лет работы «Ночлежка» собрала 15 тыс. анкет бездомных. И по данным их статистики 12 % среди бездомных — выпускники детских домов, 14 % — жертвы мошенничества. Средний стаж бездомности в России составляет 7 лет 7 мес., в то время, как в европейских странах он составляет от 10 до 14 мес. 75 % бездомных — это мужчины. Их средний возраст — 41-45 лет.
Точное количество бездомных не известно, а МВД РФ называет цифры от 1,5 до 4 млн. человек.
В настоящее время у гос. учреждений, помогающих бездомным, нет четких критериев оценки эффективности их работы, как количества людей, возвращенных к нормальной жизни.
Представитель Дома трудолюбия «Ной» рассказал об опыте создания и работы общин, созданных на принципах трудолюбия и трезвости. В настоящее время, получая на руки не менее 50 % от заработанных средств, трое работоспособных членов община содержат двоих нетрудоспособных. Недостаток средств компенсируется за счет пожертвований. Государственной помощи Дома трудолюбия «Ной» не получает, так как не может обеспечить те требования к помещениям, которые предъявляет государства.
Представитель «Ноя» Петровская Е.В. рассказала о скрытой бездомности, когда бездомной получил койкоместо в общежитии, но фактически не перестал быть бездомным.
Она предложила внести в закон об НКО норму о социально-трудовой общине, как организации, имеющей особый правовой статус, так как сегодня общины типа «Ноя» находятся вне правового поля.
Я в своем выступлении отметил следующее.
1. Социального патруля, созданного в Москве, в Московской области до сих нет, что не позволяет обеспечить эвакуацию бездомных с их согласия вы социальный стационар. В рекомендации необходимо вставить предложение об его создании.
2. Валерия Голованова — мать 2 дочерей. Женщине 38 лет, она страдает психическим заболеванием; 13 лет назад соседка забрала у нее 2 дочерей; с тех пор найти дочерей она не может. На мои обращения Минообрзование области просто не отвечает. Необходимо распоряжение губернатора, чтобы такого рода обращения ставились на личный контроль руководителей ведомств .
3. Та же Голованова 10 лет не может вселиться в свою квартиру в Серпухове, захваченную тетей; гражданско-правового спора между ними нет, тетя самоуправно не впускает ее в квартиру. Но ни органы опеки и попечительства, ни полиция, ни прокуратура не приходят ей на помощь. Необходима разработка алгоритма действий в такой ситуации.
4. Александр Масленкин отбывал наказание в Икшанской ВТК, куда попал из детского дома. Освободился в 1998 году. Жилье не может получить до настоящего времени. Предложение: создать единый банк данных выпускников детских домов прошлых лет, не обеспеченных жильем.
5. Административный надзор за бездомными, освобожденными из мест лишения свободы, не позволяет им выезжать из района фактического проживания в поисках работы, так как в этом случае они становятся нарушителями и привлекаются к административной ответственности.
6. Плохо обстоит дело и с профилактикой бездомности. Например, погорельцы в Московской области не получают никакого жилья. У семьи Балхановых из Можайска дом сгорел из Можайска дом сгорел более 10 лет назад. Балханова — мать 7 детей. Однако ее муж — гражданин Узбекистана и по законам Московской области семья не учитывается, как многодетная. Более того, за регистрацию человека в сгоревшем доме, где зарегистрирована ее семья, против 7-детной матери возбудили уголовное дело.
Предлагается:
— создать в Московской области маневренный жилой фонд;
— отменить нелепое ограничение на признание семьи бездомной в случае, если один из родителей не имеет постоянной регистрации на территории Московской области.
7. В местах нахождения бездомных отсутствует информация о пунктах обогрева.
8. Не налажено оказание помощи психически больным людям, в том числе и тем, кто ведет скитальческий образ жизни по причине психического заболевания.
9. Отсутствие регистрации у бездомных порождает замкнутый круг при решении вопроса о предоставлении жилья, так как без регистрации они лишены возможности встать на жилищный учет и оказываются в ситуации, когда ни государство, ни органы местного самоуправления их не видят. Поэтому предложения Евгения Боброва я поддержал.