Фильм Алексея Красовского вышел в середине января 2019 года на широкий экран интернета, минуя наглухо закрытые ворота кинопроката. Не берусь судить о его художественных достоинствах. Я не кинокритик, а высказывать свою вкусовую оценку — занятие того же уровня, что и спор о вкусах. Меня фильм интересует исключительно как социальное событие.
«Праздник» как пример маркетинговой технологии
История с «Матильдой» повторилась: тот же маркетинговый ход. Создатели посмотрели на ту часть реальности, которая для многих является исключительно сакральной, как на обычный контекст для художественного поиска. И снова легко предсказуемая реакция оскорбленных верующих (вера в сакральность блокады относится к той же категории, что и вера в бога). Реакция оскобленных — лучший катализатор для формирования на рынке ажиотажного спроса. В такой ситуации одни хотят посмотреть фильм, чтобы удостовериться в верности уже произнесенных проклятий, другие — чтобы продемонстрировать свою независимость, поддержать гонимых и т. д. Маркетолог этим не воспользуется только в случае риска иных, более существенных издержек. Рынок играет с храмом.
«Праздник» как тест на психическое здоровье нации
Масштабная и очень эмоциональная реакция на обычный фильм хорошего профессионального уровня (на мой дилетантский вкус это не шедевр, но и не халтура) — это симптом больного общества. В нем спор о вкусах тут же выливается в перепалку бойцов по обе стороны линии фронта, перепалку, в которой обе стороны держат палец на спусковом крючке. Только при больном воображении в этом фильме можно увидеть оскорбление памяти о блокаде. Те, кто ждал оскорбления, оскорбился, еще не видя фильма. В США, где тоже налицо симптомы больного, хотя и иной болячкой, общества, этот феномен уже давно определили как «культурные войны». В этой ситуации сигаретного огонька достаточно для развертывания битв не на жизнь, а насмерть. Обсуждение фильма в интернете, принявшее масштабы битвы идеологической войны, возбудило интерес уже и правоохранительных органов, вызвало запрет проката.
«Праздник» как симптом зарождения независимого кино
Производство кино всегда имело сходство с проституцией: чтобы иметь возможность снимать, надо соблазнить чиновников или бизнесменов (последние в России не особенно склонны к этому), т. е. хотя бы немного продаться. В результате свобода творчества — это лавирование в узкой трещине между властью и рынком. «Праздник» является попыткой создания новой модели, опирающейся на добровольные пожертвования зрителей и прокат в интернете: фильм снят без помощи государства и крупных спонсоров, за первую неделю 1 млн просмотров только на YouTube.
«Праздник» как метафора
Этот фильм не о блокаде. Последняя была выбрана просто в качестве декорации. С таким же успехом можно было взять любое время и любую страну. Это фильм о пире во время чумы. Вечная тема! Ни один серьезный читатель не изучает историю по произведениям Шекспира и не критикует его за исторические неточности. Просто ленинградская блокада обеспечивает не только максимально контрастный фон, но и пиар. Вполне ожидаемо народ, журналисты, власти даже эксперты увидели в фильме историческое исследование и начали судить с точки зрения достоверности. На питерском «Эхе Москвы» задолго до показа фильма уважаемые люди были втянуты в дискуссию о фильме, который они не видели с фокусом на блокадную диету элиты. Поскольку данных нет ни у одной стороны (если не считать дневник Рибковского, существующий только в электронных копиях, не пригодных для источниковедческой экспертизы), единственным аргументом остается вера в стиле «это (не) может быть!». В этом же духе и статья в «КП» (14.10.2018), где режиссер уличается в распространении фальшивки абвера эпохи блокады.
Больше, чем враньё о Блокаде, память о Блокаде не оскорбит ничто. Люди бедствовали и погибали от голода и холода, но не все, а только "лишние". На полную мощь работали оборонные заводы, по "Дороге жизни" из города вывозили вооружения и боеприпасы, включая артиллерию и танки. На вывоз погибающих дистрофиков транспорта уже не хватало. А в город ввозились материалы, топливо и оборудование для промышленности. На ввоз продовольствия для всех нуждающихся тоже как бы не хватало транспорта... А для "нужных людей" вполне хватало. И не только на хлеб со жмыхом. Людей погубила политика Кремля гораздо больше, чем немцы. Жертв от обстрелов и бомбёжек было не так уж много в сравнении с жертвами голода...
Фильм показывает вполне возможное событие, то есть правду. А неудобную для кого-то правду всегда удобно назвать "оскорблением"...
"Вполне возможное событие", то есть художественный вымысел, - это для тебя уже правда? Зачем же ты тогда возражаешь против книги "Коми на переломе", которая основана даже не на художественном вымысле, а вообще на документах? Уж в том, что в этой книге одна только правда, тем более не должно быть никаких сомнений. Только, конечно, она неудобна для тебя лично, потому что окончательно и бесповоротно расчехляет тебя.
Целая книга? Сколько сраниц? И это всё о нём? Слава, слава!
У меня так и не возникло интереса посмотреть этот фильм. Но зато сегодня Петровская или Ларина на Эхо, прокомментировали " Идущие к черту". ... Фильм Бориса Соболева. Вот что нужно смотреть, вот реальность наших дней, а не копаться в делах минувших. Очень интересное расследование, как с попустительства властей обирают российский народ, жулики и циничные негодяи. Как прогнило все в стране. Ужас.
Если фильм и событие, то такое, которое вполне можно пропустить.
"Этот фильм не о блокаде. Последняя была выбрана просто в качестве декорации. " - И это примечательно. Именно это и не нравиться зрителям (я тоже не смотрел, не буду смотреть, но осуждаю). Слишком много нынче фильмов, где Великая Отечественная - лишь "декорации". Но для большинства все таки эта тема особая. И не потому народ модняво потриотнутный по указке сверху. Нет. - Потому что помнят еще, что это за была война.
Любое искусство должно каким-то образом задевать зрителя. Но ведь надо знать... не то что чувство меры, чувство такта, но - зачем ты это делаешь?
Ну вот ты задел зрителя. Молодец. И что дальше? Что ты хочешь сказать? Что зритель должен понять? с каким обновленным чувством он должен выйти из зала?
Наш нынешний кинематограф похож на племя дикарей, которые впервые увидели автомобиль и решили построить свой. Из глины...
Но ведь у нас было свое Великое кино. Почему же мы забываем свои корни и бросаемся в объятья Голийвид? Смотрите! даже сам Тарантино и Мартин Скорсезе учились на русском кино. Хичкок показывал не себе "эффект Кулешова". ...