Татьяна Ивановна Джинчвеладзе — персона по меркам Твери известная. Она борется за тверскую школу академической гребли, которую власти города и области не могут восстановить или хотя бы привести в человеческий вид уже много лет. Про школу и борьбу Татьяны Ивановны Алиной Плужной снят документальный фильм «В двух часах от Кремля».
Переговоры с чиновниками различного ранга ни к чему, кроме обещаний, не привели, и Татьяна Ивановна стала выходить с одиночными пикетами в Твери и в Москве. Один из таких пикетов прошел на Красной площади. А так как она считается «особой охранной зоной», на Татьяну Ивановну был составлен первый в ее жизни административный протокол. Зная, как у нас обстоят дела с публичными мероприятиями — ничего удивительного.
Протокол был составлен по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, в качестве наказания был наложен 5-тысячный штраф.
Татьяну это не сломило, она продолжила выходить с пикетами в Твери с одной единственной целью — решение проблем спортивной школы. Один из таких пикетов страшно не понравился полиции, поскольку проходил у резиденции областного правительства.
5 июля 2018 года Татьяна Ивановна была задержана сотрудниками Центрального отдела полиции Твери за организацию и проведение публичного мероприятия без предварительного уведомления. Про то, что при одиночном пикете уведомление не требуется, господа, видимо, забыли. Более того, за неповиновение «законным» (почему в кавычках — поясню чуть позже) требованиям сотрудников полиции о прекращении пикета на Татьяну завели еще и дело по ст. 19.3 КоАП РФ. Ее привезли в отдел, о задержании оперативно узнала Правозащита Открытки, защитник сразу же отправился в отдел.
Позиция защиты сводилась к законности пикета и незаконности требований сотрудников полиции. Впрочем, доводы защиты, как не трудно догадаться, не были приняты во внимание, Татьяна Ивановна была оставлена в камере административно задержанных на двое суток, были составлены два протокола. По ее словам, условия там адские — холодно, клопы и дикая вонь.
Материал по пикету был возвращен в полицию в связи с явными недостатками, допущенными при составлении, а по неповиновению было вынесено постановление о назначении наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
Сторона защиты не согласилась с постановлением, была подана жалоба в Тверской областной суд. Суд согласился с доводами защиты, постановление отменено, производство по делу о неповиновении прекращено, требования полиции признаны незаконными, поскольку взаимосвязанные положения Закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании», Закона Тверской области №98-ЗО «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области» не содержат запрета на проведение пикетирования на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым органами власти.
Продолжение истории логично — 7 декабря производство по делу в отношении Татьяны Ивановны за проведение пикета также было прекращено, изъятый при задержании плакат с текстом «В отставку Руденю, Огонькова, Решетова» возвращен владельцу.
Очень часто органы власти при привлечении к ответственности одиночных пикетчиков, не использующих быстровозводимую агитационную конструкцию, забывают следующее:
- проведение одиночного пикета не требует предварительного согласования с уполномоченными органами, проведение их возможно в любом пригодном месте.
- пикет является незаконным лишь тогда, когда проводится в месте, где это прямо запрещено, либо когда создает помехи движению пешеходов, транспорта, деятельности социальных объектов.
В случае с Джинчвеладзе пикет никому не мешал, что прямо подтверждено Тверским областным судом. Разумеется, такое решение — скорее исключение из правил, но исключение приятное, доказывающее, что справедливость иногда торжествует и человек, вышедший с одиночным пикетом, может смело сказать: мои действия законны, — и не бояться безосновательного привлечения к ответственности.