В последнее время Минюст выступил с двумя новыми инициативами против НКО:
— регламентировать порядок приостановления деятельности организаций, получающих денежные средства из США в рамках тн закона «Димы Яковлева» (главным последствием которого стал запрет на иностранное усыновление российских сирот, но была и спящая норма об НКО)
— ввести новый разрешительный порядок деятельности СПИД-сервисных организаций, получающих средства из-за рубежа (де-факто криминализующий проекты «снижения вреда», в рамках которых бесплатно раздаются шприцы и презервативы представителям уязвимых для ВИЧ групп — наркопотребителей, секс-работников и мужчинам, практикующим однополый секс)
Обе инициативы Минюста выглядят откровенно странными и явно противоречащими нынешней политике в отношении НКО. Наезд на «иностранных агентов» почти прекратился, волна прошла, «куратор агентов» Сергей Герасимов ушел с поста первого замминистра юстиции. Пошла если не либерализация, но затишье. При кураторе внутренней политики Сергее Кириенко массовые репрессии в отношении неправительственных организаций прекратились.
Закон «Димы Яковлева» вообще за шесть лет ни разу не применялся в отношении НКО. Более того, предусмотренные им санкции выглядят «вегетарианскими» по сравнению с законом об иностранных агентах.
Что же касается СПИД-сервисных НКО, то летом 2014-го Минюст провел их массовую проверку, прямо указав везде, что их деятельность политической не является и под закон об агентах не подпадает. В 2017 году Минюст снова проверил несколько таких НКО, не предъявив претензии к половине из них.
Каковы причины резкой активизации репрессивных инициатив со стороны министра юстиции Александра Коновалова, более 10 лет занимающего этот пост и до этого никогда не проявлявшего свой креативный потенциал?
Коновалов — министр медведевского призыва, он в 2008-м выполнил президентское обещание ДАМ прекратить давление на НКО. Он же выступал на первом этапе резко против закона об иностранных агентах. За 10 лет под ним сменилось несколько первых замов, замминистра по делам ЕСПЧ, других заместителей, руководство департамента по делам НКО, а абсолютно пассивный министр все это время сохраняет пост. Очевидно, должность главы Минюста считалась долгое время медведевской. И вот тут причины последних атак на НКО становятся понятными — своего поста лишился министр по делам Открытого правительства Абызов и пресс-секретарь премьера Тимакова. Команда Медведева лишается своих постов, кресло явно закачалось и под Коноваловым. При этом есть традиция на Руси уголовно преследовать уволенных министров.
В итоге последняя атака на НКО со стороны Минюста России связана прежде всего с попытками министра доказать свою полезность руководству. А понимает Александр Коновалов свою полезность как готовность давить и уничтожать своих поднадзорников. В общем, если там решается вопрос о его отставке, увольняйте. Такой министр юстиции нам не нужен.
Короче...П.Чиков - ПЛЮС за интересный пост, однако подлая *мышка* заскочила на минус.
Прошу Модератора ИСПРАВИТЬ, пожалуйста.