Преподаватель Южно-Уральского государственного аграрного университета рассказал о низких зарплатах и высоких нагрузках педагогов. Он привел платежки: зарплаты преподавателей не поднимались последние четыре года и равняются всего 27 тыс. руб., зато у начальства университета ставки только растут. Руководство вуза подало на преподавателя в суд за урон репутации. Имело ли оно на это право, как можно репутацию ущемить и у кого она есть?
В законодательстве Российской Федерации нет «защиты репутации», существует более широкое понятие: «защита чести, достоинства и деловой репутации», она гарантирована Конституцией РФ. Для юридических лиц возможна как раз защита деловой репутации — как одного из условий их успешной деятельности
Чтобы иск организации имел шансы на успех, должны соблюдаться два условия: во-первых, сведения должны быть ложными. Горькая правда неподсудна. Во-вторых, сведения должны распространяться, пусть даже и на ухо соседу.
Есть и еще одно важное условие: если ложные сведения распространяются умышленно, речь идет уже о клевете — а это Уголовный кодекс (иначе — административка с максимальным штрафом для физлиц в три тысячи).
Но все это применимо лишь в тех случаях, когда у юридического лица есть деловая репутация. Ее у нас очень любят защищать госорганы, например, колонии, обижающиеся на СМИ за сообщения о пытках. Суды в таких случаях отказывают в исках: деловая репутация есть только у тех, кто занимается своим делом, то есть бизнесом. А колонии (равно как и государственные вузы) существуют для других целей.
Наконец, у сотрудника уральского вуза есть важный аргумент: в своей публикации он отстаивал не только собственный интерес, но и выступал в защиту своих коллег. А значит, опубликованные им сведения представляют уже общественный интерес — и в этих случаях закон наказывать не позволяет.
Подведем итог: иск вуза перспектив не имеет. Сведения истинные — подтверждаются документами. Распространены в общественных целях. И деловой репутации повредить не могут в силу ее отсутствия.