На самом деле в Перми не запретили проведение «Парада зомби». На самом деле в Перми организаторы «Парада зомби» отказались его проводить, после того как некий представитель местной епархии высказал свое неприятие в отношении этого мероприятия. Разница существенная.
С одной стороны, все это смешно — какой-то карнавальный парад, какие-то игривые зомби, какие-то забавно озабоченные епархисты… С другой стороны, все очень символично и многообещающе. Ведь можно и так: «Парад зомби» — это наша «Матильда», а руководитель службы информации Пермской митрополии РПЦ Юрий Кищук — наша «Наталия Поклонская».
Но в том, что парада не будет, перед подростками не епархия виновата, а его организатор — Артём Феоктистов. С епархии, метрополии и прочих — взятки гладки. Церковные бюрократы вольны говорить все что угодно, но никто не обязан, помимо своей воли, следовать тому, что они говорят. Пермская епархия — не полиция, не прокуратура и даже не духовная ячейка «Единой России», я надеюсь.
Я понимаю, что не разумно требовать от шоуменов и активистов развлечений принципиальности и сопротивления в деле защиты собственных свобод. Они не под это заточены. Но ведь понятно, что С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ОРТОДОКСИИ (которая заявила о себе в случае с «парадом») современная индустрия развлечений и молодежные досуговые практики, в большинстве своих проявлений, как минимум «безнравственны». Епархистам ведь может понравиться. Сегодня с одного оклика епархия лишила пермских хипстеров долгожданного развлечения, завтра ей захочется большего. Аппетит приходит во время еды.
Но еще раз говорю: не чванливая церковная бюрократия виновата перед публикой за закрытые спектакли и несостоявшиеся парады, а те, кто угодливо ложится под их мракобесные хотелки и создает прецеденты мракобесной вседозволенности.
И, в конце концов, надо перестать путать Церковь и Веру с церковной бюрократией. Вера православная и ее духовный авторитет, как я понимаю, живут не в чиновных кельях РПЦ, а в каких-то других местах.