Молодому мигранту из Таджикистана Мухамадризои М. этим летом запретили въезд в Россию сроком на ошеломительные 39 лет. Мухамадризои прилетел 12 июля рейсом Стамбул — Москва, но был остановлен на паспортном контроле. «Меня и нескольких граждан Узбекистана, также прибывших из Турции, — рассказал он, — не впустили на территорию РФ и задержали. Никто не объяснил нам причину задержания и того, почему мы не имеем право въехать на территорию РФ.»
С одной стороны, обычное дело — мигранту запретили въезд, такое происходит чуть ли не каждый день. Но — 39 лет!
Давайте внимательно почитаем новость в первоисточнике (http://akhbor-rus.com/-p920-103.htm): «Мухамадризои только два месяца назад вышел из тюрьмы, где провел 3 года по обвинению в сотрудничестве с оппозиционной группой, запрещенной в Таджикистане. После освобождения он пытался устроиться на работу в Турции, но не нашел в Стамбуле хорошую работу и решил попытать свое счастье в России.».
Согласно пп.1 ч.1 ст. 27 Федерального закона N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения. Именно так нашему герою в суде объяснили отказ во въезде до 1 апреля 2057 года. Казалось бы: ну запретите вы ему, если уж так сильно хочется, въезд на 3-5 лет. Это стандарт по статьям 3.10 и 18.8 КоАП РФ (о нарушении правил въезда), причем срок основан только на «внутреннем убеждению судьи». Так почему же все-таки именно именно 39 лет?
Скорее всего, свою роль сыграл ЧМ по футболу, проходивший как раз в это время. Созданный по его поводу Указ Президента РФ как раз обосновывал «усиление мер контроля» («Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года»).
Кроме того, «усиление режима» подкреплено и ч. 14.1 Федерального закона N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: согласно ему, в период проведения международных спортивных мероприятий въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается, если в отношении таких иностранных граждан или лиц без гражданства имеется информация о фактах нарушения ими общественного порядка при проведении публичных, спортивных, зрелищных и (или) иных массовых мероприятий за пределами территории Российской Федерации или нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований на территории Российской Федерации, либо о намерении совершить соответствующие противоправные деяния на территории Российской Федерации.
В итоге «внутреннее убеждение судьи» оказалось, скорее всего, обычной перестраховкой. Ведь это мнение ничто не ограничивает, и запретить въезд можно хоть на тысячу лет. Логика, видимо, была такой: «Мигрант? Сидел у себя в стране за политику? У нас что, своих бузотеров не хватает? Вот пусть до 2057 года живет там, на родине».
Впрочем, Кодекс судейской этики говорит об объективности и беспристрастности судей. В нашем же случае получается, что в действиях судьи нет той самой объективности, которая является фундаментом правосудия, действия судьи неправомерны и решение нужно обжаловать в вышестоящей инстанции.
Возникает вопрос: как быть тем, кто попал в схожую ситуацию? Я в таком случае рекомендую обратиться к хорошему юристу, например, в Правозащиту «Открытой России».