Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Мысли про российско-украинские отношения

Мысли про российско-украинские отношения

Светлана Шмелёва
Светлана Шмелёва
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

С трудом разобрала гору личных сообщений (зачем писать письма незнакомому человеку только для того, чтобы сообщить о своей ненависти?), а все оставленные комментарии по сабжу на просторах Интернета, наверное, никогда не осилю. Прошу прощения за то, что не могу ответить каждому. Но отреагирую все же обобщенно на наиболее частые вопросы, комментарии и реплики (заодно и позиция приобретет форму — многое из того «нашумевшего» поста осталось за скобками, поскольку я не предполагала, что он станет причиной глобальной разборки русских с украинцами).

1. Чтобы сразу отсечь все споры про сравнения Украины и России (этой цели у меня не было), поясню фразу про «сегодняшнюю свободную Москву». Основной акцент там на слове «сегодняшняя», сказанном в контексте ЧМ по футболу (и в общем-то, в шутку). Это совершенно отдельная тема, не хочется на ней подробно останавливаться, но о преобразовании России на дни чемпионата я писала здесь и здесь. У меня нет особых иллюзий: Россия — авторитарное государство с соответствующими репрессиями. Но я не видела ее прежде настолько дружелюбной к инаковости и столь достойной, как в эти дни международного соревнования.

2. Многие спрашивали: что ты хотела, чего ожидала, это же война. Однако я противник этой войны и к тому же не верю в то, что войну можно остановить войной. Я думаю, что если бы все действовали так, как будто находились в «нормальных», адекватных условиях, то норма бы восстанавливалась. Другими словами, мир приближается практикой мирной жизни. И в этой жизни каждый может болеть за какую угодно команду. К слову, я точно так же действую и в России, хотя часто слышу «ты же в России!» — что означает: надо смириться, глупо протестовать, выходить на митинги, судиться. Но я действую так, как если бы жила в «нормальной» стране и не раз убеждалась на практике в своей правоте.

3. Учитывая все обстоятельства аннексии Крыма и оккупации территории Украины, все равно не считаю адекватным считать виноватыми всех граждан России. Не только потому, что в РФ власть узурпирована и гражданин любого другого государства влияет на выборы в РФ в той же степени, что и россиянин, поскольку выборов — нет. Но потому, что если «все виноваты» — значит, не виновен никто. Это размывание ответственности, в то время, как есть конкретные лица, совершающие преступления против человечества.

4. Очень много реплик про «русских либералов». Что, мол, «каждого поскрести и попрет русизм». Признаться, не понимаю, какой смысл вкладывается в эти слова. Так, вместе с чувством своей национальной идентичности я не испытываю приязнь к коррупции, как и ненависти или желания захватывать земли и людей в заложники. Эти изъяны человека не говорят о его «русскости», они универсальны для людей любой национальности.

5. Вообще, сравнение с фашистами я считаю последней точкой в дискуссии, когда больше сказать попросту нечего. Но тем не менее отвечу из-за частоты реплик на эту тему. Представлю даже, что я гражданин Рейха, а не Российской Федерации (хотя лично мне не кажется это уместным). И соглашусь, что живу не в XXI веке, а в прошлом, раз все по-прежнему считают те социальные отношения нормой. Но тогда в Германии было и немецкое сопротивление, которое уважали в мире и отделяли этих людей от Гитлера. Действительно, немцы в эмиграции, бежавшие от фашизма, сталкивались со всяческими притеснениями и дискриминацией — просто как немцы. Однако не везде. Например, в Оксфорде во время второй мировой войны главная городская церковь Девы Марии стала служить на немецком языке — первая в мире, после которой появились и другие. И это для меня символ и пример, на который хочется равняться. От того и моя «провокация», как некоторые это называют, в силу желания двигать Украину в ту сторону (несмотря на крики «отстаньте», ничего не могу поделать со своей верой в Украину как современное государство).

6. Но я не военный эксперт, и действительно наверняка не понимаю, не знаю всех нюансов ужаса, происходящего на востоке Украины. Однако твердо уверена: любое государство — эксплуататор по определению. Все эти рамки, выстроенные лишь потому, что кто-то решил, что граница проходит именно здесь, «государственные» ритуалы наподобие религиозных, когда только вследствие них ты должен испытывать симпатию или антипатию, — невозможно принять. И тем более не могу понять, когда люди идут за них убивать. Поэтому несмотря на то, что я много плакала сегодня над личными сообщениями, в которых люди мне слали фотографии и истории своих погибших родных, и за всех больно и всех искренне жаль — не могу осознать, почему Я виновата в их гибели. Или почему виновны все граждане России. А не тот, кто толкает их на этот подвиг, кто апеллирует к национальному чувству и долгу. Почему люди вообще едут куда-то убивать другого неизвестного человека. И все, уверена, из чувства чести и достоинства.
...
В завершение, показавшееся мне любопытным наблюдение про реакции (хотя и не люблю людей делить на группы, но):
Самой ожесточенной, как и ожидалось, была реакция русских мигрантов (все исключения — помню!). 
Менее жестокими, но очень колкими стали выпады украинских националистов и российских пропагандистов. Очевидно, что ощущения действительности у этих людей схожи, судя по однотипным комментариям «Чего ты ждала? Будь благодарна, что осталась жива».
И самые дружелюбные (спасибо вам!) одесситы. Хотя отклики были совершенно разные: от объясняющих историй насилия в прошлом и настоящем до удивления той реакцией, с которой мы столкнулись. И здесь стоит остановиться на теме Одессы отдельно. Во-первых, мое удивление было связано именно с тем, что Одесса — крайне дружелюбный город. Во все дни нашего пребывания здесь мы не сталкивались с агрессией, но, наоборот, — с интересом, вопросами, а хозяин арендуемой квартиры даже пожелал удачи в победе российской сборной по футболу. Одесситы мне писали, что в других частях города было много людей, болевших за Россию в том матче. Да и нам никто ничего не сделал, я описывала лишь свои ощущения. Но как я вижу в связи с резонансом, не совсем фобии. Над этим городом действительно «висит» государство, где не поощряется подобное нашему поведение. И я видела, как людей банили в обсуждении между украинцами, когда те говорили, что на самом деле Одесса дружелюбна к русским. Хотя это чистая правда. И даже, возможно, то, что я написала прежде, больше ложится в официальную картину мира Украины, нежели в реальную.

P.S. Рада, что большинством реакций в фейсбуке был смеющийся смайл («ха-ха»). Когда люди смеются, значит, они побеждают страх.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
12 июля 2024
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Жестокость — это пытка настоящего для убийства будущего
Мнение
2 августа 2024
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Свободу политическим заключенным! Всем
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ОбществоРазмышленияУкраина-Россия