Небо устало от надменности и любви к роскоши, достигших в Поднебесной Москве своего предела. Я живу в Рязани, где алчность возникнуть не может никогда. Я живу в простоте и чистоте, сообразуясь с умеренностью. Что касается одежд, которые я ношу, или пищи, которую принимаю, то все это лохмотья с точки зрения Рублевских небожителей и та же еда, что у пастухов и конюхов. Я обращаюсь с простым народом так же сочувственно, как с детьми, а со своими земляками — как с братьями.
Но мы наблюдаем и совсем другую жизнь — злодеи дерутся за власть, которую не заслужили, и владеют богатством, которого не добывали. Те, кто раньше мог рассчитывать лишь на жалкие медяки, подаяние на рыночной площади, сформировали новую элиту, распространяя мерзость и примитив как новую мораль. Все то, что раньше было позитивным и светлым, чистота, честность, трудолюбие, превращается сейчас новыми «законодателями моды и стиля» в нечто постыдное и темное, грязное и неприемлемое для элитарного поведения. Мудрецы и учителя выбрасываются на окраину жизни.
Врачеватели превращены в обслуживающий персонал для новых элит. Что же уготовано труженикам? Для тех, кого раньше с гордостью называли «ремесленной и трудовой элитой», кому, еще не так давно, за трудовые подвиги вручали ордена и медали, уготована поистине страшная участь. Все рассчитано до мелочей для того, чтобы сам труд потерял для человека всякий смысл, сознание принадлежности к трудовой элите ушло, а вместо этого в человеке прочно укрепилась психология и обреченность раба!
Судите сами: миллионы людей утром стекаются на предприятия и в учреждения, делают одну и ту же стандартную работу в стандартном ритме, по стандартным методикам, а вечером устремляются обратно, смотреть футбол, стриптиз и другие массовые стандартные развлекательные зрелища и слушать стандартную музыку и пить свой алкоголь. Стандартизированная работа, стандартизированные вкусы, стандартизированные потребности, стандартизированный стиль жизни для рабов. И все это — на фоне осмеяния и уничтожения традиционного духовного наследия!
Из сознания людей выметается, без всякой пощады, любой намек на духовность, религиозность и мораль. Традиции признаны архаичными, мораль — жестокой, религия — отсталой и непрогрессивной. Отказ от классического наследия порождает и отказ от всей устоявшейся системы ценностей в целом, в том числе традиционного восприятия всемирно известных литературных произведений. Над этими странными, нелепыми суждениями можно было бы посмеяться, если бы не горечь от осознания того, что на наших глазах растет когорта людей, совершенно чуждых нам по духу и по восприятию жизни, оторванных от классической культуры и традиционных понятий о добре и зле, чести и подлости, верности и предательстве.
«Работай лучше, потребляй больше, и ты будешь счастлив» — такова философия современного раба. И вот, в этом пространстве извращенных идей и искореженной морали дерутся за власть лишенные всякого светлого и созидательного начала существа. Явное зло борется с явным злом за безоговорочное владение всеми светлыми душами, за власть над человеческим сознанием. И мне кажется, что я возвращаюсь снова в тот странный детский сон, и над миром снова встает Черное Солнце.
Валерий Розанов, доктор психологии