Посетил баркемп «7x7» в Кировской области на тему «Digital-миграция. Бегство от реальности или реальные изменения?».
Масса впечатлений, как от самой информации, так и от тех, которые ее передавали. Когда мы, журналисты, слушаем чиновников, директоров и прочих «ответственных людей», складывается впечатление, что все очень плохо и это не изменится. Тут дело даже не в комфорте, не в заработках и личных авто, а в привычке думать, что реальность — это нечто, данное людям свыше, и поменять ее нельзя, можно только подстроиться.
Первая же лекция на баркемпе противоречит этому. Автор благотворительного проекта «1+1» Михаил Палей рассказал, что такое блокчейн и как он работает. Если уж Путин разобрался, то и нам пора. Главная особенность технологии блокчейна — это не шанс купить десяток видеокарт и намайнить оставшиеся четыре биткоина, а невозможность фальсификации информации. Если что-то внесено в сеть, работающую по принципу блокчейна, ни один, даже самый могущественный человек не может по своей воле удалить ее — информация останется на других носителях, и сообщество узнает о попытке фальсификации.
Биткоин же, по мнению Михаила, уже не в моде. «Эфир» — гораздо более прогрессивная криптоплатформа, предлагающая много других полезных функций.
Баркемп крут потому, что приехавшие на него люди доказывают собственным примером, что не все безнадежно и предрешено. Правозащитник Андрей Юров напомнил нам, что свобода слова и свобода собраний являются фундаментальными правами человека, о чем в России, к сожалению, давно забыли. Опросы показывают, что большинство людей волнует в первую очередь размер заработной платы и цены. О голосовании по проектам комфортной городской среды 18 марта даже вспоминать больно.
Юров — пример человека, который понял, чем он отличается от животных.
О том, что значит быть человеком и гражданином, поговорили в ходе дискуссии, которую модерировал кировский активист Роман Гараев, выступающий за гражданское образование в школах. Гражданское образование — это что-то вроде обучения правам и обязанностям. Как мне кажется, главный вопрос здесь — как избежать возврата в «совок». Скорее всего, итог затеи будет зависеть во многом от исполнителей. Тут мы внезапно вспоминаем, что именно учителя выступают инструментом фальсификаций на выборах, и снова становится грустно.
Тем временем мир совершает прорыв. Как рассказал Леонид Зильберг, NASA придумали телескоп по типу фасеточных глаз насекомых, и он может делать крутую картинку даже без зеркал диаметром в шесть метров. Все благодаря недавно созданному уникальному софту. Это новая для меня информация, но не удивительная. Что действительно поражает — оказалось, одним из лидеров по количеству запусков тех или иных объектов в космос является Индия. Во имя Будды, так держать.
Адвокат «Команды 29» Евгений Смирнов рассказал, как избежать слежки спецслужб. Ответ — почти никак. В большой мере свои данные можно защитить, но на это потребуется много усилий. Надо запаролить все устройства минимум на 16 символов. В этом случае, если устройство изъяли, вряд ли полицейские эксперты смогут его расшифровать. Да, как выяснилось, в полиции работают не только закомплексованные троечники, которые не стали популярными в школе, есть там и умные ребята. Однако 16-символьный пароль не под силу даже им, особенно если он содержит цифры.
Теперь топик. 10 вещей, которые я усвоил на баркемпе:
10. Блокчейн существует. Но как он работает, по-прежнему непонятно. Как бы подробно эту технологию ни объясняли, видимо, если ты не Герман Греф, она останется тайной. Но хоть ясно, что это не то же самое, что биг дата.
9. Илон Маск быстрее обеспечит российские деревни теплом с помощью солнечных батарей, чем российское правительство проведет туда газ.
8. Социологические опросы не врут (по данным «Левада-центра»). А журналисты, которые их интерпретируют, — постоянно.
7. Скоро человечество будет знать около четырех тысяч планет. Но Плутону все равно не найдется места среди них.
6. Шифруйте все, что можно зашифровать: мобильники, ноутбуки, компьютеры и холодильники. Как известно, если приложить ухо к кошельку, слышно, как там шуршит правительство РФ. То же самое с компьютерами и телефонами. Если у вас дома на полке лежит верно собранный кубик Рубика — разворотите его. Если телевизор настроен на Secam или Auto, поставьте Pal. Пусть товарищ майор поломает голову, что это значит. Еще лучше выбросить телевизор из окна, лишь бы не на Гелендваген.
5. Сотрудники НКО — не все сплошь матери Терезы. Об этом я догадывался и раньше, теперь догадку подтвердила Мария Горбач, занимающаяся общественной деятельностью уже много лет. Все люди — в первую очередь люди, которые тоже хотят кушать. Она же рассказала, как вести себя в конфликтных ситуациях. Один из советов — не позволять агрессору подходить ближе чем на 1,5 метра. В юности я был свидетелем конфликта, в котором защищающаяся сторона пыталась последовать этому совету не менее пяти раз, но агрессор продолжал подходить вплотную и вести базар на идеальной фене уровня native.
4. ВСЕГДА лучше, когда спикер говорит в микрофон. Даже если у него хорошо поставлен голос. Многие люди записывают выступление, и любая открытая соседом шоколадка в записи сведет на нет целое предложение выступающего. А это, в свою очередь, приведет... скорее всего, ни к чему, однако журналисту будет неловко.
3. Играть музыку можно даже на стиральной доске. Драматичной она не выйдет, но повеселить слушателей удастся, как показала группа Loschototamos. Надеюсь, я правильно записал их название, а то всякое бывает. Сами ребята не смогли верно анонсировать группу «Куракао или Курасао, как вы называетесь?». Видимо, не любители ликера.
2. Вятский квас действительно отличный. Зря я не послушал того мужика на одной из прошлогодних прямых линий Путина.
1. Есть вероятность стать заложником собственной палатки из-за того, что ткань застряла в молнии. Дважды за одну ночь. Попытки силой расстегнуть молнию так же бесполезны, как попытка вернуть палатку после использования в чехол: для не-туриста это сродни вдавливанию зубной пасти обратно в тюбик.
Приехал домой и окунулся в атмосферу полного комфорта. Все здесь удобно. Чего бы ни захотелось, все в шаговой доступности. Удивительно, но да — в провинции (Йошкар-Ола) тоже так. Не суперлюкс, но комфорт есть. А радость от этого удобства стремится к нулю.
Хочется снова весь день мотаться туда-обратно под открытым небом и спать в трех свитерах на шерстяном одеяле, постеленном на холодную землю, если знаешь, что тут рядом люди, с которыми можно идти хоть в кругосветку.
Все, прощаюсь. Баркемп закончился, пора составлять запрос в министерство чегототамос и узнавать о предпринятых мерах по проведению работ, направленных на реализацию программы улучшения всего для всех групп населения и введению соответствующего налога.
А впереди еще сыктывкарский баркемп!