Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Тамбовская область
  2. Нидерланды и Австралия официально обвинили Россию в причастности к крушению малазийского «Боинга»

Нидерланды и Австралия официально обвинили Россию в причастности к крушению малазийского «Боинга»

Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В трагедии, произошедшей над Донецком с рейсом МН-17, погибли почти 300 человек. Несмотря на то, что все произошло в 2014 году, споры о виновниках трагедии не утихают до сих пор. Нидерланды и Австралия официально обвинили Россию в причастности к крушению малазийского «Боинга». Государства призвали к диалогу и совместному поиску виновных, однако в заявлении также прозвучала весьма противоречивая фраза «привлечение к ответственности целой страны — это „сложный юридический процесс“». Неизвестно, кто именно ее сказал, однако люди, не сведущие в международном праве, сразу стали переживать за то, как подобное отразится на простых россиянах. Чтобы решить все сомнения, мы предлагаем ознакомиться в первую очередь с теоретической основой вопроса, так как международное право — отрасль специфическая.

B международном праве, в отличие от внутригосударственного, нет системы правоохранительных органов, обладающих полномочиями контролировать и наказывать за нарушение норм. Государства являются субъектами ответственности и привлекают их к ней путем индивидуальных и коллективных мер. Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов. Государство отвечает за действие любого органа (законодательного, исполнительного, судебного, центрального или местного). Государство не отвечает за противоправное поведение физических или юридических лиц, если явно не установлено, что они действовали от имени государства или пo его поручению.

Нарушения международных обязательств различаются по степени тяжести, направленности и делятся на две категории: международные преступления и международные правонарушения (деликты). Под международным преступлением понимается тяжкое нарушение международного обязательства, затрагивающее жизненно важные, основополагающие интересы международного сообщества в целом и поэтому квалифицируемое международным сообществом как преступление. K международным преступлениям относятся агрессия, геноцид, апартеид, рабство, экоцид (грубое и массовое загрязнение окружающей среды), международный терроризм. Международный деликт — это обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства. Предусматривается нематериальная и материальная ответственность государства.

Если государство совершило международное преступление, Совет Безопасности OOH принимает решение о санкциях против государства-нарушителя. Резолюции о них могут быть приняты только при совпадении голосов пяти постоянных членов и четырех непостоянных членов Совета Безопасности. Применяются экономические санкции (приостановление торговых отношений), разрыв дипломатического, воздушного, железнодорожного сообщения, приостановка почтовой связи. B санкциях против нарушителя участвуют все государства. Если нарушение продолжается, Совет Безопасности принимает резолюцию о введении военных санкций (применение вооруженных сил ООН, состоящих из национальных контингентов государств-членов ООН). После прекращения международного преступления государство-нарушитель по решению Совета Безопасности несет нематериальную и материальную ответственность. Кроме того, привлекаются к уголовной ответственности физические лица — исполнители международного преступления.

Суд осуществляется Международным трибуналом. Впервые такой трибунал был создан на основе Лондонского соглашения 1945 г., заключенного Советским Союзом, США, Англией и Францией для суда над главными военными преступниками Второй мировой войны — высшими должностными лицами и генералитетом нацистской Германии. B 1993 г. был учрежден Международный трибунал для суда над лицами, виновными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

B 1998 г. был принят Статут Международного уголовного суда (МУС), вступивший в силу в 2002 г. Юрисдикция суда будет распространяться на такие преступления, как агрессия, военные преступления, геноцид, преступления против человечества. Отметим, что в ноябре 2016 года Россия вышла из-под юрисдикции МУСа.

Из анализа теоретической литературы, практики международных отношений и кодификационной работы Комиссии международного права ООН можно выстроить следующую схему этапов несения ответственности:

1. Предварительное определение ответственного субъекта.

2. Определение понесенного ущерба.

3. Формулирование требования.

4. Предъявление требования.

5. Принятие окончательного решения и его исполнение.

На первом этапе важно точно определить, кто причинил вред и кто будет нести ответственность. Это может быть субъект международного права либо специальный субъект, указанный в соответствующем документе (оператор, запускающее государство и т. п.). Также, поскольку международное право позволяет несение ответственности за деятельность международных организаций государствами-участниками, важным является и этот момент.

Второй этап предполагает определение понесенного ущерба. На этом этапе (пока предварительно) устанавливается характер ущерба — материальный или нематериальный — и его размер, а также формы его возмещения.

На третьем этапе формулируется требование, в котором по существу отражаются представления потерпевшего относительно того, как следует поступить ответственному субъекту для достижения целей ответственности. На этом же этапе выбирается форма выражения требования. Если речь идет о межгосударственных отношениях, то может быть выбрано официальное заявление, нота, претензия. Если на возмещение ущерба претендует не государство или какой-то субъект международного права, то заявляется претензия или подается иск. Отличие требований государства и требований частных субъектов заключается в степени их определенности и четкости. Ноты и заявления могут и не содержать точного определения понесенного ущерба, в то время как претензии и иски должны. В том случае, если государство представляет интересы своих физических или юридических лиц, оно может выбрать как первый вариант, так и второй. Выбор формы требования связан с выбором органа, в который оно подается. При этом нельзя с уверенностью утверждать, что форма требования определяет орган или наоборот. Эти вопросы решаются взаимосвязано. Кроме того, форма требования и выбор органа может быть установлен международными договорами. Так, например, в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб прямо говорится о подаче требований в национальные юрисдикционные органы. А это означает еще и то, что такие претензии и иски по форме и содержанию должны соответствовать внутренним процессуальным правилам государства, орган которого будет его принимать.

Четвертый этап — собственно предъявление требования. В межгосударственных отношениях это возможно как непосредственно (например, вручение ноты главе дипломатического представительства или министру иностранных дел), так и опосредованно. При этом в качестве посредника может выступать и другое государство, и должностное лицо межгосударственной организации. В последнем случае необходимо соблюдение следующего условия — и потерпевшее государство, и ответственное должны быть участниками этой организации. В качестве посредника может выступать, например, Генеральный секретарь ООН.

Пятый этап — это принятие окончательного решения и его исполнение. Необходимо отметить, что на этом этапе возможно обращение к мирным средствам разрешения споров, предусмотренным международным правом.

 

 

Имплементация (реализация на практике) международной ответственности предполагает определение условий и размера несения ответственности субъектом международного права. Условия несения ответственности — это совокупность обстоятельств, наличие или отсутствие которых является достаточным и необходимым для имплементации ответственности. В первую очередь речь идет об обстоятельствах, исключающих международную ответственность. Проекты статей об ответственности предусматривают только обстоятельства, исключающие противоправность. Это значит, что при отсутствии этих обстоятельств привлечение к международной ответственности может и не состояться, так как по своему характеру не только несение, но и призывание к международной ответственности носит добровольный характер. Либо привлечение к ответственности станет невозможным из-за несоблюдения процедуры имплементации. Можно назвать следующие обстоятельства, исключающие противоправность:

— обстоятельства, связанные с деятельностью потерпевшего государства, — согласие, самооборона;

— форс-мажор — непреодолимую силу или непредвиденное событие, не поддающееся контролю;

— бедствие и состояние необходимости.

В международных договорах, в силу которых субъекты должны нести ответственность за правомерную деятельность, могут содержаться другие обстоятельства, освобождающие от ответственности. Например, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. освобождает государство от ответственности в силу поведения потерпевшей стороны. Кроме того, перечислены случаи, в которых Конвенция не применяется, если ущерб причинен гражданам запускающего государства либо иностранным гражданам, имеющим отношение к запуску космического объекта.

Как мы знаем, по результатам расследования катастрофы власти Нидерландов и Австралии обвинили в крушении самолета Россию. При неблагоприятном исходе дела нашей стране грозят новые международные санкции. Между тем за всю историю авиации известен только один случай, когда подобный сценарий был реализован — в отношении частично признавшей свою вину Ливии. В других обстоятельствах никаких заметных правовых и экономических последствий расследования не имели. Выплаченные компенсации носили лишь добровольный характер.

Для рядовых россиян ничего существенно не изменится. Поэтому выражение «привлечение к ответственности целой страны» носит скорее популистский характер и рассчитано на людей сильно далеких как от международного права в целом, так и юридической сферы в своей стране в частности. Примеры подобного найти несложно.

 

1973 год. Boeing 727 под Исмалией. Израиль против Ливии

21 февраля 1973 года ливийский самолет Boeing 727 выполнял рейс Триполи-Бенгази-Каир-Александрия-Бахрейн. Из-за сплошной облачности, пыльной бури и сильного попутного ветра пилоты взяли ошибочное направление мимо Каира. Самолет пересек Суэцкий канал, оказался на территории Синайского полуострова, занятого в то время Израилем, и направлялся к ядерному центру в Димоне. Израильские ВВС подняли в воздух два истребителя. По словам выжившего второго пилота, то, что авиалайнер оказался над Синайской пустыней (а не возле Каира), экипаж понял за несколько минут до катастрофы, но не стал совершать посадку на авиабазе из-за напряженных отношений между Ливией и Израилем. Вираж Boeing израильское командование расценило как попытку бегства угнанного террористами самолета и дало приказ открыть огонь на поражение. Истребители обстреляли корневые части крыла, Boeing врезался в дюну и полностью разрушился. Погибли 108 человек, пятерым удалось выжить.

Поначалу Израиль отрицал свою вину в катастрофе, но 24 февраля были обнародованы данные бортовых самописцев и записи переговоров между экипажем и диспетчером. Тогда израильские военные признали уничтожение авиалайнера, а всю ответственность за приказ об атаке гражданского самолета взял на себя начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Давид Элазар. 30 компаний-участниц Международной организации гражданской авиации (ИКАО) проголосовали за осуждение Израиля, США воздержались от осуждения, а ООН не нашла оснований для каких-либо санкций против страны. Впоследствии израильскими властями были добровольно выплачены компенсации пострадавшим и родственникам погибших.

 

1978 год. Boeing 707 под Мурманском. СССР против Южной Кореи

20 апреля 1978 года самолет Boeing 707 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines выполнял рейс Париж-Анкоридж-Сеул и ошибочно пересек границы СССР в районе Мурманска. Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват был поднят Су-15. Приблизившись к Boeing, перехватчик покачал крыльями, в ответ на это нарушитель развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Пилот Су-15 получил приказ уничтожить нарушителя. Перехватчик выпустил одну ракету, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя Boeing, оторвав часть крыла длиной 3–4 м (по некоторым данным, было выпущено две ракеты, одна из которых прошла мимо цели). Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона. Самолет совершил аварийную посадку на лед замерзшего озера Корпиярви. Среди 97 пассажиров от осколков ракеты погиб один человек, еще один умер от ранений по дороге в больницу. 13 человек получили ранения.

Признавшие свою вину перед советским судом в нарушении воздушного пространства СССР командир корабля Ким Чангю и штурман Ли Чынсин были помилованы и выдворены за пределы Советского Союза. СССР предъявил Южной Корее счет на 100 тыс. долларов для покрытия стоимости содержания пассажиров. Никаких обвинений СССР предъявлено не было.

 

1980 год. McDonnell Douglas DC-9-15 под Устикой. Франция против Италии

27 июня 1980 года самолет McDonnell Douglas DC-9-15 итальянской авиакомпании Aerolinee Itavia выполнял рейс Болонья-Палермо. Экипаж не получал сигналов от навигационных маяков, поэтому наземные диспетчеры немного отклонили рейс в сторону. Через 51 минуту после взлета он упал в Тирренское море в ста километрах от острова Устика. Погиб 81 человек, из них 13 детей. После многолетнего расследования в 1989 году итальянская Парламентская комиссия по борьбе с терроризмом решила, что авиалайнер сбила ракета, выпущенная во время воздушного боя между самолетами НАТО и Ливии. «Инцидент с DC-9 последовал за военным перехватом, самолет был сбит, жизнь 81 ни в чем не повинного гражданина была уничтожена в результате действий, которые следовало бы назвать актом войны, скрытой международной полицейской акцией против нашей страны, нарушившей ее границы и права», — говорится в официальном сообщении. Однако позже ряд экспертов отозвали свое мнение. Международная комиссия приняла решение, что причиной катастрофы стала заложенная в туалете авиалайнера бомба. И все же в 2008 году бывший президент Италии и председатель совета министров Франческо Коссига заявили, что самолет был сбит ракетой, выпущенной с французского истребителя. 7 июля 2008 года президенту Франции был подан иск о возмещении ущерба. Однако никаких результатов достигнуто не было, и в 2013 году на судебном слушании, посвященном финансовой ответственности за крушение рейса, Верховный суд Италии вынес распоряжение, чтобы само итальянское государство выплатило 100 млн долларов семьям погибших.

Материалы по теме
Мнение
22 июля
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Смоленским заводам нужна «Октава»
Мнение
22 мая
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Андрей Сахаров остался предвестием эпохи, которая не настала
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ОбществоСудТранспортУкраина