На днях на 86 году скончался режиссёр, автор легендарного фильма « Комиссар».В его режиссёрском дебюте сыграли такие великие актёры, как Нонна Мордюкова и Ролан Быков.А музыку к фильму написал Альфред Шнитке. Фильм был снят по мотивам рассказа Василия Гроссмана « В городе Бердичеве». Фильм был сделан в 1967 году - к юбилею Октябрьской революции. Это немаловажная деталь.
Читаю одну из статей о кончине гениального режиссёра. Написано – « 29 декабря 1967 года состоялось обсуждение фильма на коллегии Госкино. Материал картины был положен на полку, а сам Аскольдов уволен со студии с формулировкой «профессионально непригоден».
Это такой расхожий штамп про Советскую власть, про порядки в СССР. Но всё намного сложнее.По словам самого же Аскольдова, евреи со студии Горького, где фильм был произведён,писали на него доносы, упрекая в ...антисемитизме.
И сейчас я выскажу фразу, которая поставит в тупик заядлых критиков Советской власти и её т.н. цензуры. СПАС КАРТИНУ ОТ УНИЧТОЖЕНИЯ ЛИЧНО МИХАИЛ СУСЛОВ. Идеолог номер ОДИН в СССР…
А не Сергей Герасимов. Есть такая гнилая версия, что он чуть ли не похитил экземпляр картины и спрятал её в своём сейфе. Попробуй развенчай этот миф ?
А почему в исследовании судьбы картины критики не допускают, что сам режиссёр считал картину провалом ?Не идеологическим, а личным.
Его отец – Яков Лазаревич Аскольдов был комиссаров м Гражданской войны, воспетый , между прочим, и любимчиком перестроечной публики Балатом Окуджавой. После войны он становится начальником Главного военно-инженерного управления Красной армии. Сын ревновал отца к Великой Революции. По Фрейду.Она было для него всем- и семьёй, в частности.Герой «Комиссара» – чем-то похож на него.
А разве он , режиссёр Аскольдов, в своё время работавший помощником министра культуры Е. Фурцевойв, являвшийся членом сценарно- редацкионной коллегии Госкино, то есть – ЦЕНЗОРОМ , потом, после своего дебюта в кино, в СССР превратился в «бомжа», как происходило в 90-х годах с некоторыми художниками ? И режиссёр, и артисты картины получили причитавшиеся им гонорары. А Аскольдов в какой-то момент понял - фильм стал его Вершиной.И больше он не снял ни одного игрового, художественного фильма. Хотя делал документальные фильмы о БАМе, работал руководителем киноконцертного зала « Россия»...
На знаменитой пресс-конференции в 1987 году в рамках Московского международного кинофестиваля он заговорил вдруг о своём непонятом фильме и попросил профессионалов ещё раз его посмотреть и оценить по-новому. Честно. Исходя из веяния времени.( Не Гамбургского счёта).А позже приводил в качестве решающего аргумента в пользу картины то, что ее...торжественно показали на заседании конгресса США, и тогдашние политики( не те, которые сегодня объявили России санкции) стоя аплодировали ленте . Неужели конгрессмены такие чуткие оценщики наших национальных талантов и шедевров ?
Понятно , что гениальная картина « Комиссар» сразу же после этого завоевала « Серебряного медведя» в Берлина,Гран-при международных фестивалей в Израиле, ФРАНЦИИ, США, получила номинацию на « ОСКАР».Но что обидно, не режиссёр Аскольдов, а актриса Нонна Мордюкова за вклад в мировое кино – за роль в « Комиссаре» была признана одной из десяти лучших актрис 20 века по версии Британской энциклопедии…
Фильм Аскольдова- это был отчаянный протест ? Журналист Николай Ирин точно образно назвал его « одним из сыновей Революции» .Отпрыски этого сословия имели непростые, порой даже трагические судьбы.Не смотря на гибель родителей, они имели возможность всё-таки получить прекрасное образование, имели эстрадный успех, почёт, признание публикой их таланта.( Б.Окуджава,Семья Германа,Василий Аксёнов...) Но некоторые из них не простили Советской власти...И почему-то, когда им ничего не грозило, покидали Отечество...