В последние три года Центральный Архив Министерства Обороны в г. Подольске, получавший каждый год под сотни тысяч запросов разных людей об архивных материалах о своих предках — участниках Великой Отечественной войны, нашел возможность оцифровать миллионы документов.
Они размещены на двух порталах — «Память народа» и «Подвиг народа».
В преддверии Дня Победы я решил воспользоваться их услугами и составить связную военную биографию моего дедушки — Ульяна Емельяновича Бабушкина.
Дедушку я никогда не видел: он жил в Барнауле, а я в Москве. В гости к нему наша семья так и не добралась. Когда он умер, мне было 10 лет. А когда я впервые оказался у него на могиле, мне было уже 45.
Ульян Емельянович родился в 1905 году.
На военную службу У. Я. Бабушкин был призван Омским горвоенкоматом в октябре 1938 года, когда ему уже было 33 года и него было трое детей — старший Виктор, средний Геннадий, и младший Владимир, мой отец.
В 1940 году дедушка стал членом партии ВКП(б).
28 декабря 1942 года военврач третьего ранга У. Е. Бабушкин приказом по пятой танковой армии №349/н был представлен к награждению орденом Красной Звезды. В это время он проходил службу на должности дивизионного военврача.
Из наградного листа подписанного заместителем командира 47-й гвардии стрелковой дивизии по тылу полковником Ворониным видно, что к участию в боевых действиях ВОВ дедушка был привлечен 7 октября 1941 года. «Т. БАБУШКИН Ульян Емельянович, начсандив, неустанной боевой работой, в последних боях, организовал четкое, бесперебойное обслуживание раненых и их эвакуацию, — преодолев исключительные организационные и транспортные трудности, в условиях форсированного боевого марша дивизии».
47-я ГСД была сформирована 10 октября 1942 года из 154 стрелковой дивизии. Обоими подразделениями командовал Яков Степанович Фоканов. Дивизия приняла бои в Белоруссии, отступила под Калугу, где также участвовала в боевых действиях, осенью 1942 года мы находим ее под Сталинградом.
25 апреля 1945 года приказом по 8-й гвардейской армии №590/н майор медицинской службы Бабушкин Е. Я., помощник начальника эвакуационного отдела управления полевого эвакопункта №109, был награжден орденом Отечественной Войны второй степени. В преамбуле приказа говорится о том, что все награжденные награждены за «образцовое выполнение боевых заданий…проявленные при этом доблесть и мужество».
Данный документ был секретным и только приказом министра обороны от 7 мая 2008 года, то есть через 53 года после окончания войны, был рассекречен.
Из наградного листа следует, что «майор БАБУШКИН, кадровый врач, с первых дней Отечественной войны начсандив, действующей на фронте, дивизии. С мая 1944 г. работник УПОП. Настойчиво выполняет порученные задания с преодолением всех препятствий.
Тов. БАБУШКИН отлично справился с заданием по разгрузке госпиталей на Висле от раненых и выброске их вперед за войсками, мобилизовал попутный и гужевой транспорт для эвакуации раненых из ППГ 5266, 4385, 4186, чем обеспечил быструю их выброску вперед, организовал освобождение госпиталей от старого поломанного и ненужного имущества. Свою работу выполняет любовно, самоотверженно, не считаясь с лишениями.
Достоин Правительственной награды ордена «ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 2-Й СТЕПЕНИ».
«НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ПЭП 100 ПОДПОЛКОВНИК М/С /ЛИТВИНОВ/»
Много раз перечитал наградной лист. Звучит достаточно двусмысленно. Кого майор эвакуировал в наступающие войска: выздоровевших или тех, кто еще не отправился от ран? Оказывается, эвакуационный отдел эвакуационного пункта и был той самой структурой, что возвращала раненных в строй.
Как поясняет «Википедия», эвакуационный пункт — совокупность медицинских учреждений, развертываемых в военное время для оказания специализированной медицинской помощи и подготовки к эвакуации раненых и больных. Если эвакуационный пункт разворачивался в армейском тылу, то он назывался полевым. Каждый эвакуационный пункт имел отделы эвакуационный, лечебный, медснабжения, переливания крови, интендантский, административно-хозяйственный, кадров, финансовый.
Наибольшая нагрузка падала на ПЭП. ПЭП имел в своем составе хирургические, терапевтические и инфекционные полевые подвижные госпитали, госпитали для легкораненых, эвакоприемники, иногда сортировочно-эвакуационные госпитали, военно-санитарные летучки, автосанитарный транспорт, иногда сан. самолеты, госпитальные базы армии, фронта, внутреннего района страны, а также прачечный отряд, склады и др. Основное предназначение ПЭП состояло в развертывании госпитальной базы армии, осуществление эвакуации раненых и больных в армейском тыловом р-не, доставка их до мест погрузки, откуда они эвакуировались во фронтовой р-н. Всего ПЭП располагал 15–25 госпиталями общей емкостью до 6–8 тысяч коек (это я почерпнул из Краткой медицинской энциклопедии).
Несмотря на 7 лет службы, ни ранений, ни контузий дедушка не имел.
Интересен боевой путь 8-й гвардейской армии. Если боевой путь большинства известных мне армий похож на стрелку, направленную от СССР на Германию или на ее соседей, то боевой путь 8 ГА на карте, размещенной на портале, похож на ковш. Сами посудите: Москва — Харьков (наступательная операция на Изюм-Барвенковском направлении, июль 1943 года) — освобождение Донбасса (июль-август 1943 года) — ликвидация Запорожского плацдарма фашистов (октябрь 1943 г. ) — Никопольско-Криворожская наступательная операция (январь-февраль 1944 года) — разгром немецких и румынских войск в Крыму (май 1944 год) — разгром немецких войск под Одессой (март-апрель 1944 года) — Люблинско-Наступательная операция (июль-август 1944 г.) – участие в освобождении Варшавы — Висло-Одерская наступательная операция (январь-февраль 1945 года) — наступательная операция по ликвидации Кюстенского выступа (март 1945 года) — Берлинская наступательная операция (апрель-май 1945 года).
Удивительно, но в 1985–1986 годах я служил в Шенавском полку (г. Лейпциг, ГДР), который входил в состав той самой 8-й гвардейской армии, в составе которой когда-то служил мой дедушка.
Интересный и познавательный Пост, Андрей Владимирович! Спасибо.