Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Будет ли в России скорое и справедливое следствие, или как я не провел круглый стол

Будет ли в России скорое и справедливое следствие, или как я не провел круглый стол

Андрей Бабушкин
Андрей Бабушкин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Обычно после круглого стола я составляю рекомендации, которые затем еще раз обсуждаются, после чего пишутся начисто и направляются в адрес заинтересованных ведомств.

В этот раз я отойду от сложившейся традиции и напишу заметку.
Эта заметка будет состоять из 3 частей: ответа на поставленный в заголовке вопрос, обоснования и причины.

1
Итак, ответ на вопрос: скорого и справедливого следствия в России не будет. По крайней мере, в ближайшей перспективе.

2
Понял я это на организованном мною на площадке ГУВД Москвы круглом столе, посвященном проблеме следствия. В круглом столе участвовал ответственный сотрудник ГСУ ГУ МВД по Москве. Я решил вначале дать выступить общественности и гражданам, а затем представителю ГСУ.

Вначале я постарался перечислить те основные нарушения со стороны следствия, с которыми я сталкивался как правозащитник. В качестве основных нарушений я, а также выступившие за мною Л. Кравцова и Л. Чупик отметили: 

1) Не выдачу потерпевшим постановлений о возбуждении уголовного дела и признание потерпевшим.

2) Возбуждение уголовного дела при явном наличии гражданско-правовых отношений и, напротив, маскировка под гражданско-правовые отношения явного состава преступления.

3) Невыполнение необходимого объема следственных действий вследствие злостной волокиты (Любовь Кравцова в своем выступлении привела пример данного нарушения: дело потерпевшей Дроздовой, которое ведет 2 года ОМВД по району Можайский; когда потерпевшая спросила следствие, почему те не выполнили определенные следственные действия, те ответили, что не успели).

4) Невозбуждение уголовных дел при явных признаках составов преступлений, особенно при: 
— сбыте поддельных документов для мигрантов; 
— невыплату заработной платы трудовым мигрантам.

5) Привлечение к уголовной ответственности граждан, явно не причастных к совершению преступления либо в действиях которых отсутствует состав преступлений. 

6) Несвоевременный арест имущества виновных, поиска аффелированных структур, укрывающих имущество виновных; 

7) Неисполнение поручений прокуратуры. 

На основании нескольких выступлений удалось и сформулировать несколько рекомендаций, увы, чаще всего достаточно общего характера: 

1) Усилить контроль за деятельностью следственных органов с целью исключения грубых нарушений прав граждан; установить персональную ответственность следователя за при

2) Исключить использование следственных органов для отъема бизнеса (дело Юрия Семеновича Борисова).

3) По всем делам, которые расследовались должностным лицом следственных органов, допустившим грубые нарушения прав человека, после того, как такое нарушение будет установлено, организовывать проверку всех дел, которое вело указанное должностное лицо, на предмет аналогичных допущенных нарушений.

4) Практиковать обязательную проверку материалов уголовных дел, находящихся в производстве следователей, со стороны начальника следственного органа.

5) Практиковать обязательную проверку и оценку работы следователей, постановления которых систематически отменяются прокуратурой в связи с нарушениями

6) МВД РФ и Генпрокуратуре РФ издать разъяснения о том, в чем состоит и какие границы имеет процессуальная самостоятельность следователей. 

7) Федеральному законодателю внести изменения в УПК РФ, предусмотрев проверку всех заявлений о совершении определенных категорий заявлений (об убийстве, тяжком вреде здоровью, лишении единственного жилья и т. д.) только следственным путем. 

8) Установить, что ответ на обращение заявителя должен носить мотивированный характер, а лица, направившие немотивированный характер, должны нести дисциплинарную ответственность. 

Увы, ни разговора, ни диалога не получилось. 

Большинство выступающих, дорвавшись до микрофона, начинали рассказывать о своем деле и своей проблеме. Если их дело не имело отношения к следствию, а касалось, к примеру, уголовного розыска или УЭП, их это не смущало и они дальше продолжали знакомить присутствующих со всеми тонкостями своего дела, игнорируя все требования ведущего.

«Какие у вас есть предложения?» — чуть ли не каждые 2 минуты спрашивал ведущий. В лучшем случае выступающие предлагали побольше сажать следователей и сделать так, чтобы следователи удовлетворяли их ходатайства, но чаще всего не обременяли себя столь тяжелой умственной работой и дальше рассказывали о своем деле. 

Тщетно я пытался объяснить людям разницу между экспертным круглым столом и приемом по личным вопросам. Никто слушать меня не собирался. 

— Вы никакой не правозащитник! — заявила мне дама, покидая круглый стол, — и проводите все только для галочки. 

Когда очередь наконец-то дошла до представителя ГСУ ГУВД, который пытался объяснить некоторые ситуации, которые выступающие понимали неправильно, то его вначале перебили около десяти раз, а затем и просто не дали говорить. Он был вынужден покинуть мероприятие, так и не получив возможности прореагировать на выступления. 

Не смог с заключительным словом выступить и я. 

Самое печальное, на мой взгляд, состоит в том, что собравшиеся не были ни хулиганами, ни провокаторами. Это были реальные представители гражданского общества — с высшим образованием, жизненным опытом, много лет имеющие дела со следствием в качестве потерпевших, представителей, лидеров инициативных групп, реже — правозащитников или обвиняемых.

В это трудно поверить, но за тысячи встреч со следователями, сотни приемов у следственных начальников большинство участников сегодняшнего мероприятия не только не научились отличать оперативников от следователей, приписывая одним грехи других, но и не смогли выработать хотя бы дюжину разумных предложений по улучшению работы.

У многих из них оказался всего лишь один аргумент: громкий голос.


Таким образом, причина, по которой в ближайшее время нас не ждет справедливое и скорое следствие, банальна: это не нужно российскому гражданскому обществу. 

На приеме по личному вопросу или на митинге никаких предложений по улучшению работы следствия выработать невозможно. А к проведению экспертного круглого стола представители гражданского общества оказались не готовы.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
21 ноября
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Как можно в здравом уме рождать подобные инициативы
Мнение
12 октября
Александр Кынев
Александр Кынев
Современный Ашхабад
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Дон Джонсон
19 апр 2018 20:26

А что, после таких круглых столов бизнесы реально меньше отжимают?

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме