Председателю Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека
М.А. Федотову
Уважаемый Михаил Александрович!
По Вашему поручению 18 марта 2018 года я руководил деятельностью мониторинговой группы по осуществлению соблюдения прав человека на выборах Президента России на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
Мониторинговой группой была зафиксирована высокая активность правоохранительных органов, которые по надуманным основаниям осуществляли задержание политических и общественных активистов, которые придерживались оппозиционных политических взглядов. Одним из таких задержанных был член мониторинговой группы координатор Движения «Голос» на территории Краснодарского края Давид Николаевич Канкия.
В ходе проведения мониторинга Д.Н. Канкия оказал мониторинговой группе неоценимую помощь в выявлении и пресечении нарушений и недостатков.
21 марта 2018 года Канкия Д.Н. участвовал в пресс –конференции, посвященной итогом президентских выборов, по адресу Краснодар, ул. Лузана, д. 19. На выходе из здания, в котором проводилась пресс-конференция, Канкия сел в свою машину, однако данная машина была блокирована пятью людьми в штатском, которые стали рваться в автомашину. Канкия удалось уехать, доехать до автозаправки, находящейся на ул. Дзержинского, где он вновь был блокирован, успел позвонить Е. Витишко и сообщить ему о нападении на него неизвестных бандитов, после чего Канкия достали из автомобиля и доставили в 103 отдел полиции Прикубанского округа.
Бандиты, напавшие на Канкия, оказались сотрудниками уголовного розыска полиции.
В 103 отделе полиции в 14.30 младший оперуполномоченный В.А. Романенко составил на Канкия рапорт о том, что тот «внл дерзко, вызывающе, кричал и размахивал руками, пытался скрыться бегством и спровоцировать драку с сотрудниками полиции, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои хулиганские и противоправные действия не реагировал».
Постановлением судьи Прикубанского суда г. Краснодара Бостановой С.Б. Канкия был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.3 КоАП РФ, и приговорен к административному аресту сроком на 5 суток.
Полагаю, что данное постановление подлежит отмене, а лица, допустившие фальсификацию дела - привлечению к уголовной ответственности.
Так, из постановления видно, что объяснения самого Канкия об обстоятельствах его попадания и нахождения в 103 отделении полиции, не изложены, не проверены, какой-либо оценки со стороны суда не получили.
Витишко, которому Канкия звонил в момент нападения на него сотрудников УР, не допрошен.
Записи с камер видеонаблюдения не истребованы, не просмотрены, оценки со стороны суда не получили.
Лица, присутствовавшие около дома 19 по ул. Лузана и на автозаправке, которые видели неправомерное и незаконное задержание Канкия, не установлены и не допрошены.
Оценка противоправному задержанию и доставлению Канкия в отдел полиции № 103 не дана.
Данные о допросе Романенко В.А. в постановлении отсутствуют. В каких личных отношениях Романенко находился с Канкия и не имел ли оснований для оговора последнего, не установлено.
Из постановления не ясно, почему рапорту младшего оперуполномоченного Романенко суд доверяет больше, чем координатору движения «Голос» в Краснодарском крае, члену мониторинговой группы СПЧ Канкия.
В чем состояла «дерзость» и «вызывающее поведение» Канкии из постановления не ясно. Не обоснована позиция суда, из которой вытекает, что гражданин Канкия не вправе кричать и размахивать руками. Не ясно, каким образом Канкия мог одновременно пытаться скрыться бегством и спровоцировать драку с сотрудниками, так как указанные действия носят взаимоисключающий характер.
Вывод о том, что требования сотрудников полиции имели законный характер, носит ложный характер и опровергается всей совокупностью обстоятельств.
Прихожу к выводу о том, что в составе полиции на территории Краснодарского края создано преступное сообщество, специализирующееся на похищении гражданских активистов, их незаконном удержании в служебных помещениях ОВД, привлечении к ответственности, когда данные лица пытаются покинуть место своего незаконного удержания.
В связи с изложенным считал бы необходимым:
- Проинформировать Президента Российской Федерации о кадровом неблагополучии в ГУ МВД Краснодарского края.
- Поставить перед СКР вопроса о привлечении граждан, виновных в похищении Канкия, к уголовной ответственности по ст. ст. 210, 126, 286, 292 УК РФ, их аресте, проверке их причастности к другим таким же преступлениям, выявлении заказчиков данного преступления.
- Поставить перед председателем Краснодарского краевого суда вопрос о соответствии судьи Бостановой занимаемой должности.
- Поставить перед прокурором края вопрос об опротестовании постановления в отношении Канкия.
- Посещение мною совместно с Д.Н. Канкия утром 28 марта 2018 года 103 отдела полиции для знакомства с его работой по соблюдению прав человека.