28. Переживание как необходимость. Человек может жить только переживанием. Мы воспринимаем переживанием. Мы делаем переживанием. Мы общаемся переживанием. Рай полон переживаний и страданий, потому что то, что вне переживаний — это ад. Переживание — это то, что позволяет нам почувствовать Бога. Молитва вне переживания — простое перебирание слов. Безликость — это когда нет переживаний. «Ничто» — это когда от «Нечто» отделено переживание.
29. Переживание как насилие. Через насилие мы начинаем ощущать «Я». Бог как насилие?
30. Бог как своя вселенная, по которой мы грустим, как только остаемся одни. Научиться жить с этой грустью, с этим насилием — главная задача человека. Не смогли, не выдержали это испытание — потерялись в страстях, затмевающих грусть по вселенной внутри. И ведь это в каждом, по мнению Бубера. Но именно с этой грусти в отношении каждого рождается концепция «Прав Человека».
31. Другой стороной этой грусти является попытка нащупать Дух. Дух мы нащупываем в отношении друг с другом. Это еще одна попытка сбежать от грусти, еще один соблазн. Отношение — это наша попытка спастись от вселенной внутри отношений через нащупывание эрзац-бога. Богу не хватает зеркала, чтобы взглянуть на себя, ему нужен Дух, и мы — тот, кто принесет ему это зеркало.
32. И отсюда же наша атака на личность. Атака на личность — это желание вернуть вселенную во всей целости внутрь себя и тут же стать частью вселенной, со вселенной во всей ее целости внутри себя. Мы посягаем на то, что являет нам другую целостность, доказывая нам не целостность нас самих. Это как желание схватить и присвоить.
33. Потому сознание ребенка и тяготит к сказке. И открывая книгу за разом раз, просматривая фильм, а еще раньше слушая рассказчика за разом раз, я опять и опять вдруг ощущал целостную вселенную внутри себя. Это такая игра с самим собой. И с хорошей книгой, с хорошим фильмом, с хорошим рассказом мы не хотим расстаться, потому что это доказательства нашей не целостности, недостающей пустоты внутри нас.