Сколько себя помню послевузовского, все время, с разной степенью интенсивности, подрабатывал репетитором. Расскажу про последние времена.
А они удивительны.
Момент первый. Про ПСИХОЛОГИЮ. Как правило, мне в большей степени приходится решать не проблему «отсутствия знаний у ученика по математике», а психологические проблемы. И хотя я ни разу не психолог, но, как правило, могу с уверенностью диагностировать, что ученики сейчас стали приходить с психологическими травмами, закомплексованные, не верящие в свои силы. У них нет интереса не только к математике, но и вообще ко всему сопутствующему, нет мотивации. Свое отношение к математике они, в лучшем случае, выстраивают как обязательную, но малопривлекательную повинность.
Представьте себе, если человек пропустил, неважно по какой причине, первое занятие по синусам и косинусам. Уверяю вас, все последующие занятия, если ученик не понимает суть происходящего, для него вся тригонометрия превращаются в иероглифы и китайскую грамоту. Много из вас знакомы с китайской грамотой? Не хотите пойти к доске и ответить по китайскому правописанию? Дальше промоделирую такой диалог, который, возможно, происходит на уроке китайского языка..
- Сергей Владимирович (это меня!), к доске! Скажите, Сергей, как будет по китайски «дом»?
- Не знаю, Марь Иванна.
- Сережа, ты что тупой? Все в классе знают, а ты не знаешь?
- Да я, Марьванна, пропустил это занятие.
- Меня не интересуют твои отговорки! Ты каждый день домой ходишь?
- Да, Марьванна.
- Каждый день домой ходишь, а как по китайски дом не знаешь!? И даже иероглиф нарисовать не можешь!? Садись! Два! (* «Оспади, бестолочь», - сказано тихо «под себя», но так, чтобы слышал весь класс)
После такого диалога найдутся редкие сильные духом, желающие продолжить обучение. Как правило, возникает агрессивное неприятие предмета, «отрицательная обратная связь».
Сколько же сил приходиться приложить потом, чтобы показать, что математика – это хорошо и не больно, это не сложно, что у тебя получится, что можно наблюдать красоту и внутреннюю гармонию формул, что думать это модно и полезно, и даже быть умным и знать – это совсем не стыдно.
Момент второй. Про ПОЧЕРК. В последние время стали приходить дети с ужасающим почерком. Раньше такого не было. Опять же, я не специалист почерковед, но у многих детей почерк стал как у 60-летниго старца-отшельника: мельчайший, неразборчивый, кривой. Своим почерком маленький человек хочет скрыть все, за что может последовать неминуемое наказание и разоблачение того, что написал неправильно. Мелкие же буквы могут не разглядеть: «бир» или «бер», или знак плюс от минуса.
Что удивительно, но этот почерк меняется. Когда у человека начинается получаться, появляется уверенность, то почерк становится круглым, плавным, широким, уверенным.
Момент третий. Про СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ. Дети стали сейчас реально гадать, то есть они пытаются угадывать правильный ответ. И это не желание наугад получить, если повезет, хорошую оценку, не пресловутое наследие ЕГЭ и ОГЭ, где можно поставить галочки наугад. Это реальный новый стиль мышления. Думаю, корни этого наследия исходят из компьютерных игр: есть множество «стрелялок» и «бродилок» - игр, где не написаны правила игры, нет инструкций (да их никто и не будет читать). Методом «тыка» ребенок развивает свою интуицию, пытаясь пройти один уровень сложности в игре и перейти на более высокий. А возможно, это и стиль нашей современной жизни. Мне, чтобы совершить какие-то манипуляции, скажем с переустановкой каких-либо программ на компьютере, обязательно нужно прочитать описание как это делается или посмотреть видео. Думаю, что у молодого поколения совсем иной подход к решению подобных задач, и потыкав кнопки, несколько раз возвратясь на исходную позицию (гейм овер, как–никак), проблема оказывается решенной. Так развивается интуиция, новый стиль общения с неизвестным, с новым знанием. Не прочитать инструкцию, теорему или правило, а попробовать, испытать, «проинтуичить». Математика к такому подходу явно не готова.
Момент четвертый. Ранняя специализация в получении ИНФОРМАЦИИ. Как известно, по способу восприятия информации людей условно можно разделить на четыре типа: дискреты, аудиалы, визуалы и кинестетики. Так вот, дети уже сейчас ярко выражены по принадлежности к одной из перечисленных групп. Дискретов, тех, которым можно все разложить по полочкам, очень мало. В большей степени визуалы и аудиалы. И тем и другим очень трудно, например, одновременно и слушать учителя и читать с доски. Ведь при этом задействованы разные каналы информации. Думаю, что это вопрос очень серьезный и глубокий, и хотелось бы, чтобы современная педагогическая наука (вот это я сейчас сказал так про науку, что сам не понял о чем это я), занялась этой проблемой.
И в качестве вывода. Современные дети замечательные, талантливые, разные, интересные личности. На них сейчас льется огромный поток информации, в котором они умудряются выживать, взаимодействовать и при этом радоваться и удивляться, оставаться детьми. Они значительно талантливее нас, прежних. Но они совершенно другие. Безусловно, они и умнее нас. И у нас, у нашего поколения, должно хватить ума, чтобы признать, что они умнее нас.