Полгода остается до президентских выборов. Конечно, если назвать их выборами. В России и СССР ничего никогда не решалось на избирательных участках.
От господствующего режима выдвигается, конечно же, Путин. Россия всегда была вождистским государством, где вождь был один. Самодержавного типа. В ином формате она не существовала.
Для власти эти выборы – спецоперация по сохранению и продлению системы монопольного управления страной. Поэтому используются силовые и пропагандистские ресурсы.
В некоторых публикациях и высказываниях постоянно звучат утверждения, что Путин победит на выборах в марте 2018-го года. Это пишут даже многие из тех, кто позиционирует себя как оппозиционер. Создавая ощущение, что это скрытый сторонник режима, надевший тогу противника. Нельзя никогда говорить, что Путин победит на выборах. Это работает на него. Он может нарисовать себе победу, но не может победить. Потому что выборов как института честного определения предпочтений народа в России не существует. Козыри Путина – это грубая сила, страх и ложь! Его реальный рейтинг мизерный. Объявленные 85-90 процентов – это не рейтинг поддержки, а рейтинг административно-силовых и пропагандистких ресурсов и пассивности масс.
Что касается оппозиции, то на данный момент главным оппонентом является Алексей Навальный. Хотя его вряд ли зарегистрируют кандидатом, но он наверняка будет присутствовать в избирательной кампании. Созданы уже около 80 избирательных штабов по всей стране. Структурная сеть под кандидата.
По всей видимости его тактика такая: если не зарегистрируют не беда. Будет вестись параллельное, ассоциативное участие в выборах. Призовет своих сторонников прийти на участки и голосовать за Навального. В бюллетене не будет фамилии, ее туда будут вписывать голосующие. Бюллетень признают испорченным. По количеству испорченных бюллетеней можно заявить о своих претензиях на успех.
Подчеркну: запрет выдвигаться кандидатом в президенты работает на Навального в большей степени, чем если бы ему разрешили. Власть корявыми действиями сакрализует лидера оппозиции. Незарегистрированный Навальный опаснее зарегистрированного.
Но к лидеру ФБК есть много претензий. Он подвергается критике в первую очередь со стороны либералов, за диктаторские амбиции, за дебаты с Гиркиным и многое другое.
По моему мнению, самая лучшая предвыборная программа у Явлинского – это построение демократического правового общества. Но есть одно но. Реально на данном этапе достичь это невозможно. Выборы в России – это соревнование не программ, а борьба ресурсов. Выигрывает не тот, у кого лучше и привлекательнее программа, а у кого больше силовых ресурсов. У Явлинского их нет. Его электорат – интеллигенция. К сожалению, в России люди, придерживающиеся глубоко демократических принципов, не имеют возможности прийти к власти. Система их отбрасывает. Потенциал имеется только у жестких личностей, под которых выстраиваются организационные структуры и сети сторонников.
Ресурсы есть у Путина, вся силовая вертикаль, пропагандистская машина, административные структуры. Есть ресурсы и у Навального, общественно-мобилизационные. Но пока они несопоставимы с путинскими. Пока.
Если Путина не удастся отстранить, то необходимо как минимум ограничить его всевластие. Власть не должна быть бесконтрольная. Если он сохранит неограниченные полномочия и после марта 2018-го, то начнется у него головокружение от успехов и он продолжит политику закручивания гаек, устроит новые авантюры, развяжет очередные войны.
История России состоит из затянувшихся правлений. Выдвижение Путина на новый, теперь уже пятый срок, фактически пятый, потому что премьерство при Медведеве тоже срок, – это контрпродуктивно для государства. В худшем случае ситуация приведет к военным конфликтам, в лучшем к застою и стагнации.
Россия во многом страна имитаций и декораций. И выборы тоже... не настоящие...
Так много разговоров про революцию 17-го года в ее важный столетний юбилей, но может ли революция в России 2017 года быть такой, как сто лет назад - с вилами, убийством царя и поездом на Петербург?
Кажется, что в силу даже технического прогресса - нет.
Например, народу совершенно неизвестно, где в каждый конкретный момент, и даже день, да что там - неделю, находится президент России. Поэтому даже если и найдутся желающие взяться за вилы, куда идти им будет совершенно неясно. На деревню дедушке примерно.
Но даже если бы решила эта мифическая толпа пойти на символический Кремль, то современные технические средства - от автотранспорта до бронетехники, остановили бы шествие еще на подходе ко МКАДу. Именно поэтому никакие дальнобойщики никогда на Кремль не пойдут - не смогут.
Собраться на московский Майдан тоже вряд ли получится, потому что российское КГБ, в отличие от украинского, любые протесты зачищает сразу.
На переход полиции на сторону протестующих тоже рассчитывать не приходится, потому что ничто эти две группы между собой не связывает - одни под крылом государства, другие - за бортом. Не будет арабской весны в России, короче говоря.
Но значит ли это, что хаос и гражданская война, которые сопровождают любые революции, уже не начались в России?
Конечно, российское государство ведет против своего народа гражданскую войну давно, но этот народ оно выделило в отдельную категорию - оппозицию, и исключила из гражданского поля. Поэтому никакие репрессии против «враждебных несогласных» никогда хаосом считать было нельзя, это была и есть борьба с врагом, а не с собственным, строго говоря, народом. Не свои против своих, а свои против чужих.
Для того чтобы жителям России было легче ориентироваться, были придуманы простые и понятные символы и атрибуты, которыми можно было обозначить себя как своего: Путин - наш президент, Крым - наш, Обама - чмо, и т.д.
И тут случилась «Матильда». Живой символ аннексированного Крыма Наталья Поклонская пошла войной против ярого сторонника аннексии Алексея Учителя.
Что же это, если не хаос?! То есть вот уважаемый режиссер сидел в эфире того же Эха и публично, во всеуслышание, обозначал свою политическую и социальную принадлежность, чтобы потом ему свои же подожгли студию. А потом - машины у офиса адвоката. А потом фильм отказались прокатывать из-за угрозы безопасности. Потому что в Петербурге тысячи злобных попов вышли на митинг против фильма, и митинг никто не разогнал.
В хаосе оказался замешан даже министр культуры Мединский, который встал на сторону Учителя. Параллельно Лайфньюс передает, что за Поклонской стоит главный частный спонсор войны на Донбассе бизнесмен Константин Малофеев. А если Лайфньюс такое передает, значит, это надо было придать огласке.
Есть еще версия, что за атакой на «Матильду» стоит епископ Тихон Шевкунов и какая-то там условная «религиозная башня Кремля», противостоящая Кириенко.
Но Малофеев или Шевкунов - неважно, важно, что это происходит внутри системы. И это хаос. Или даже гражданская война, потому что очевидно, что Кремль потерял монополию на насилие (и потерял давно, что было видно по войне между собой силовиков с громкими арестами, отставками и посадками, но не всем понятно). Трудно представить, чтобы в СССР какая-либо сила могла собрать многотысячное шествие против фильма, поддерживаемого министерством культуры. И уж тем более закидывать коктейлями Молотова студию видного конъюнктурного режиссера.
Массовый митинг протеста мусульман в центре Москвы, созванный Рамзаном Кадыровым, - это хаос. С посланием прямой угрозы потенциальной гражданской войны.
А массовые эвакуации людей после звонков о минировании - это разве не хаос? В 1999-м дома уже взрывали и хаос был выгоден баллотировавшемуся в президенты кандидату Путину. Кто устроил звонки по всей стране сейчас? Если те кто, по официальной версии, взрывал дома восемнадцать лет назад, тогда это хаос и гражданская война.
Если те кому выгодно, чтобы государство выделяло больше бюджетов на борьбу с терроризмом, тогда это хаос и потенциально - гражданская война.
Обыски у Кирилла Серебренникова, петиция в поддержку, комментарий Путина «да дураки» в адрес следователей, и вопреки всему арест режиссера - это самый настоящий хаос. Потому что в системе, в которой были последовательно уничтожены все гражданские и политические институты и которая была выстроена под точечное принятие решение одним человеком - Владимиром Путиным, этот человек больше не принимает решения. Ну или не все.
Даже Иван Ургант и «соловьиный помет» - это хаос. Потому в ответ на шутку от «своего» Урганта Соловьев объявил тому войну (хотя конечно, важным фактором тут является феноменальное отсутствие чувства юмора у телеведущего телеканала Россия).
Демократические государства могут долго и успешно существовать, потому что построены на конкуренции и системе гражданских и политических институтов. Тоталитарные государства могут долго и успешно существовать, потому что построены на монополии власти и системе тотального подчинения воле вождя.
И только государства хаоса не могут долго и успешно существовать, потому что в них нет системы вообще.
Карина Орлова
России никто и никогда еще не выполнял своих предвыборных обещаний. Программные тезисы -- только для публики. Говорят одно, делают другое, получается третье.
Государство не утратило пока монополию на насилие. А митинги мусульман не подрывают режим. Возможно, они инициированы самим Кремлем, чтобы выпустить пар и укрепить власть. Заодно, усилить российское влияние в Мьянме.