Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Центр мироздания

Центр мироздания

Алексей Серёгин
Алексей Серёгин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN


Размышления о книге Жоржа Вигарелло «Искусство привлекательности. История телесной красоты от Ренессанса до наших дней»


Красота человеческого тела завораживает меня, поэтому мне интересны все работы о природе красоты и способах быть красивыми. Среди людей, между которыми я живу, вопросы красоты имеют большое значение. Особенно для девушек, для которых красота есть главное средство успеха в единственно им интересной личной жизни. Жорж Вигарелло ставит задачу проследить за изменениями о представлении о красоте в обществе, где в обыденных словах и поступках проявлялись критерии телесной эстетики, привлекательности и вкуса, и выполняет эту задачу.

Главным критерием красоты у автора служит эстетическое наслаждение наблюдателя за этой красотой, в том числе в зеркале. Я не вижу, что Вигарелло можно здесь возразить. У автора удачно получилось отстраниться от своей личной точки зрения на то, что прекрасно, а что безобразно. Я эту точку зрения так и не распознал. Он перечисляет концепции других людей и сообществ людей разных времён, не отдавая предпочтение не одной.

Труд  богат фактическим материалом, однако этот материал ограничен Италией Эпохи Возрождения, Францией XVII-XIX веков и совокупностью стран Запада в XX-XXI веках. Впрочем, эти государства являлись законодателями мод на большей части земного шара в эти эпохи, так что вряд ли этот факт может опровергнуть авторские выводы. Из исторического небытия восстают рецепты румян XVI века, представления о правильном изгибе женского позвоночника века XIX и эпитеты, которыми награждали голливудских красавиц 30-ых годов XX века. Откуда у людей берётся представление о том, что красиво, а что безобразно? Через книгу красной нитью проходит идея о связи представлений о красоте каждой эпохи с её экономическими и политическими условиями, а также c её философскими воззрениями. В частности, неоплатонизм XVI века обусловил преимущественное внимание к лицу и груди женщины, романтизм начала XIX века привёл к культу мечтательного взгляда, боязнь вырождения цивилизации в XVIII веке привело к повышению привлекательности мышечного тонуса, а выход большинства женщин на работу в XX веке значительно облегчил их наряд.

Представления о красоте в разные времена менялись. Век от века больший круг вещей люди считали прекрасным. Начиналось всё в лица и груди, продолжилось руками и бёдрами и закончилось пока умением распространять радость вокруг (разумеется, это только примерный список – в книге их десятки). Расширение прав и жизненных шансов женщин в обществе привело к изменению идеалов красоты от стыдливости, непорочности и сдержанности к большей свободе движений, более открытому телу, более широкой улыбке. Нет никаких оснований считать, что нынешний канон – окончательный. Разные люди в разные времена считали красивыми людей, не вписывающихся в общепринятые стандарты красоты эпохи. Поэтому автор выделяет господствующую тенденцию в красоте людей определённого времени, но сам сознательно приводит много исключений из этой тенденции.

Автор как описывает изменение канонов красоты в обществе, так и рассуждает о её роли в общественном сознании разных эпох. Век от века люди отводили телесной красоте всё большее значение в своей жизни. Автор выделяет несколько взаимосвязанных тенденций в истории красоты. Здесь и переход от единого идеала красоты эпохи Возрождения к множеству современных типов привлекательности. Здесь и придание свободы и динамичности корпусу век от века. Здесь и открытие взору всё больших частей женского тела. Здесь и разрушение монополии женщин быть красивыми, но одновременно и разрушение связи между красотой и слабостью и подчинённостью человека. Здесь и смена парадигмы “красота – это слабость” на “красота – это сила” – тела и личности. Здесь и исчезновение исключительного права имущих классов на красоту. Здесь и установление прямой связи между красотой и здоровьем, вовсе не очевидной 500 лет назад. Здесь и переход от теории, что красота – это дар свыше, к теории, что каждый человек ответственен за то, насколько он красив. Здесь и многократное увеличение косметики и способов ухода за собой. Здесь и переход от оценки красоты с позиций разума к постижению её чувствами и инстинктами.

Потребность быть красивыми и созерцать красоту у людей никогда не утихала, но в последнее время она приобрела небывалое ранее значение. Разочарование в политике, религии и морали сделало красоту центром мира современного человека. При всём обилии средств достижения красоты современные люди как никогда ранее не удовлетворены тем, что они некрасивы, а быть некрасивым стало жизненной катастрофой. Но возможно ли разочарование в красоте? Сомневаюсь. Ведь в основе стремления быть красивыми лежит половой инстинкт – неотъемлемое стремление всего живого, в том числе людей. 

И от него не убежать.

 

Материалы по теме
Мнение
3 сентября
Андрей Нечаев
Андрей Нечаев
Российский фондовый рынок продолжает поиск дна
Мнение
31 октября
Сергей Городишенин
Сергей Городишенин
Просто ограничением продажи алкоголя мы не решим проблему
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ЗаграницаИсторияКультураРазмышления