Удивительно, что население теперешней Рязанской губернии, находящейся от Москвы всего в 200 верстах, сохранило до сих пор выраженные особенности в говоре, обычаях, одежде и быте, не в пример соседним губерниям, совершенно слившимся в одно целое с москвичами. В песнях рязанцев, некоторых обычаях и особенно в фамилиях наблюдается удивительное сходство с Донцами и Гребенцами. Это обстоятельство тем более поразительно, что между Рязанью и Доном, не говоря уже про Кавказ, лежат целых две губернии, население которых ничего общего, по приведенным признакам, не имеет с казаками. Это означает, что древнее население Рязани главным образом состояло из казаков, известных впоследствии под именем Рязанских
Давным-давно, в конце царствования Ивана Третьего на южной окраине Рязанского княжества в придонской волости Червленный Яр жили засечные, по-теперешнему — пограничные казаки и справляли две важные службы. Первая— "сидячая долготерпежная": держали караулы на Дону, по Хопру и Великой Вороне, стерегли княжество от набегов татар —осколков Золотой Орды. Вторая — "подвижная, веселенькая": сопровождали царских послов и торговые караваны на Азов, в Кафу, Константинополь и в Закавказье. Казаки знали все дороги на юг, как свои пять пальцев, переправы через реки, опасные места, где обычно таились разбойники, умели обороняться от внезапного неприятеля, имели в степи кунаков.
Были времена, когда Среднее Подонье входило в состав Рязанского княжества. Жило оно до времени самостоятельно. Рязанский князь в делах ратных опирался на казаков. На правом берегу Оки стоял город предков - бродников - Броднич. Казаки-бродники охраняли броды, взимали пошлину с купцов, обеспечивали переправу. Жили они и в Червленом Яру, о чем говорят многочисленные документы...
Митрополит Феогност в 1334 году в своей грамоте пишет: "Благословение Феогноста Митрополита всея Руси к детям моим, к баскакам и к сотникам, и к игуменом, и к попам, и ко всем христианом Червленаго Яру, и ко всем городом, по Великую Ворону". В 1360 году Митрополит Алексий адресуется туда же и к тем же: "Благословение Алексея Митрополита всея Руси, ко всем христианам, обретающимся в пределе Червленого Яру и по караулом возле Хопор до Дону, попом и диаконом, и к баскаком, и к сотником, и к бояре". Баскаки и сотники были именно у казаков.
...В 1444 году пришел на Рязань татарский царевич Мустафа с ратью. Поначалу приняли его с миром. В Москве узнали об этом и вознегодовали. Василий Темный послал на Мустафу свои войска. К ним присоединились рязанские казаки на лыжах. Вооружены они были копьями, рогатинами и саблями. Большая часть неприятеля была перебита в схватке. Пал и сам Мустафа.
Пока был жив Великий князь рязанский Иван Васильевич, друживший с Менгли-Гиреем, жене его Агриппине Федоровне беспокоиться особо было не о чем. В мае 1500 года князь умер. Остался малолетний сын Иван (1496-1534).
Агриппина (Аграфена) попала в зависимость к Московскому князю Ивану III. Вот что он ей писал: "На сотню десятка три своих казаков понакинь". Затем: "...И ты бы у перевоза десяти человеком ослободила нанявшись казаком..." И совсем грозное: "А ослушается кто и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты, Аграфена, велела казнити, вдовьим, да женским делом неотпираясь; а по уму бабью не учнешь казнити ино их мне велити казнити и продавати; охочих на покуп много".
Когда Иван Иванович подрос, старые друзья отца стали настраивать его против матери, которая по их мнению, была слишком уступчива перед Москвой. Особенно усердствовал рязанский боярин, выходец из Орды Кичибей, в крещении Василий. Начались переговоры с Магмет-Гиреем. Тот обещал Ивану в жены свою дочь. В это время Москва подкупила ближнего советника княжича Семена Коробьина. Семен обо всем донес москвичам. Те пригласили в 1520 году Ивана к себе в гости. Посадили юношу под стражу, а мать его, Агриппину, заключили в монастырь.
В 1521 году князь Иван из неволи сбежал. Ускакал в Литву, где воспользовался гостеприимством короля Сигизмунда I. Дальше следы Ивана теряются. Только в 1533 году его имя всплыло в связи с тем, что берестийский процентщик Авраам подал жалобу ему на то, что князь Иван отказывается от уплаты долга в 118 грошей.
С этого времени Рязанское княжество входит в состав Московского, а червленоярские казаки переводятся из ведомства Сарайско-Подонской епархии, существовавшей с 1261 года по середину XV века, в ведомство митрополита Крутицкого. Наместники московского князя объявили, что червленоярские казаки должны переселиться в Суздальские земли и служить дальше по стрелецкому ведомству. Пойти на это они никак не могли. Червленый Яр, естественно, загудел, заволновались казаки. Казачество не могло примириться с подчинением княжества Москве, как в силу воинского самолюбия, так и по причине немедленного разрушения старых порядков и заведения новых, несовместных с обычаями народа. На круге было решено идти за волей на свободные земли.
Без слез, без плача... после молебна большинство покинуло обетованный край предков - Червленый Яр. С собой увозили необходимый скарб и иконы. Сухопутные и речные караваны двинулись на юг. На переволоке между Доном и Волгой четыре тысячи казаков встретились. Перетянули струги в Волгу. Затем спустились в Каспийское море. Дошли до устья Терека. Местные жители приняли казаков дружелюбно.
Селения на Кавказе в то время были редки. Незанятых земель много. Никто никому не мешал. Но остановились казаки не сразу. Шли туда, где уже жили казаки до и во время господства Золотой Орды. Дойдя до цели, расселились при Пименовом дубе, урочаще Голого гребня, на правом берегу Сунжи; в местности, где сейчас стоит город Грозный; по берегу Терека и в других местах.
Скоро появились городки Шадринский, Кордюковский, Старогладовский, Новогладовский, Червленоярский. Местные народы - кабардинцы, дагестанцы, чеченцы - жили в постоянной опасности набегов татар и ногайцев, которые забирали людей в рабство, угоняли скот, отбирали имущество. Казаки этого не делали принципиально.
И все бы хорошо, но у казаков постоянно пропадал скот с пастбищ. След вел в горы, в челенские аулы.
К воровству челенцы относились двояко. Украл у родича — судили всем аулом. За похищенного коня верни два, за барана расплатись пятью. А вот набег на других считался доблестью и заслуживал похвалы. Девушка не выходила за парня, ежели он не привез награбленного.
Хотели казаки повскакать на коней — и в аулы, проучить там как следует. Да от этого их уберег старый, опытный Еремей Червленный, бывший походный атаман. Еремей попридержал молодняк: "Стойте, дурьи головы! Кто же в чужом краю наводит свои порядки? Воровскому обычаю горцев надобно противопоставить другой: надежно охранять, не давать для краж повода".
Собрались на круг и порешили для охраны владений возродить казачью службу по принципу: четыре стороны — четыре засеки. Стало быть, создать четыре сотни, объединить их в войско. Выбрали хорунжих, сотников и атамана, но власть ограничили: они командуют только при исполнении службы. Высшая власть — войсковой круг. Он искатель правоты-истины, он судит-рядит, казнит или милует по народной совести. И назвали войско Вольным Гребенским.
Через некоторое время выяснилось, что сторожевая служба с выездом в свои засеки несподручна — далеко, дозоры оторваны от постоянного жилья. Войсковой круг решил, чтобы каждая сотня поселилась на своей засеке. Сын старого Еремея — сотник Кузьма Червленный, избранный войсковым атаманом, остался со своими людьми в станице, а сотники Петро Шадрин, Иван Курдюков и Василий Гладков возвели на засеках новые — Шадринскую, Курдюковскую и Гладковскую.
Так за пределами государства Российского, за Тереком, у подножия горного хребта появилось казачье войско, способное постоять за себя.
Валерий Розанов
Источники:
Летопись земли Тамани Рязанской 1456
На земли вольные кавказские С.А. Чекменёв, И.В. Кузнецов
Савельев Е.П. Средняя история казачества. Новочеркасск. 1916;
Галушко Ю. Казачьи войска России. М., 1993 г.;
Казачий слов.-справ.: В 3 т. Т. 1. Кливленд, 1966;
Соловьев С.М. История России. Т. 4. М., 1989.
А. Чапыгин, С. Писахов, Б. Шергин " У поморов"
Ф. Крюков, П. Краснов "У казаков"
==========================
надо же потом превратиться в жополизов эволюция