В день голосования в помещении избирательного участка № 808, на котором 12 марта 2017 года избиратели округа голосовали за нового депутата Шиловской районной Думы, обнаружились люди, не имеющие отношения к избирательному процессу.
Первым из них оказался мужчина роста выше среднего и возраста примерно такого же.
Одет он был (в отличие от принаряженных по случаю выборов членов комиссии с правом решающего голоса) весьма буднично, был, кажется, даже в спортивных брюках темного цвета, и вел себя в пределах избирательного участка вполне уверенно, по-хозяйски.
Он неоднократно появлялся из недр Дома культуры пос. Молодежный, в фойе которого, собственно, и располагался избирательный участок № 808, присаживался на загодя приготовленный стул у столика, на котором располагалась некая аппаратура черного цвета с многочисленными кнопочками, рычажками и клавишами, которыми пришелец мастерски и привычно манипулировал.
У меня, представители СМИ, эта его деятельность, явно не имеющая отношения к работе избирательной комиссии, вызвала неподдельный интерес, и я поинтересовался у председателя УИК: кем является таинственный незнакомец, какое отношение он имеет к избирательному процессу и чего это он делает в помещении избирательного участка?
Председатель УИК объяснила мне, непонятливому, что человек этот является директором Дома культуры пос. Молодежный, а его присутствие на избирательном участке связано с необходимостью технической настройки качественной музыки на входе в избирательный участок с помощью той самой загадочной аппаратуры, расположенной на столике, расположенном в помещении избирательного участка. А хорошая музыка, ведь понятно же, нужна для создания праздничного настроения у избирателей в день голосования.
После напоминания председателю УИК о законе и о том, кто вправе находиться в день голосования в помещении избирательного участка, деятельность директора Дома культуры была незамедлительно прекращена, столик с аппаратурой и стул демонтированы, а музыка на входе скоропостижно приказала долго жить. Позже разнообразные «доброжелатели» и «комментаторы» в сетях почему-то обвинили меня в том, что я, сволочь последняя, своими замечаниями и ссылками на закон лишил селян и избирателей в воскресный день музыки, а стало быть, и праздника.
Но у меня и в мыслях не было покушаться на чью-либо музыкальную радость в этот день, да и сам я был заинтересован (не берусь судить о других присутствующих на избирательном участке) в хорошем музыкальном сопровождении наблюдения за голосованием на участке в течение более чем 12 часов.
А музыкальная проблема, на мой взгляд, ко всеобщему удовольствию и без нарушения закона, решалась просто: достаточно было перенести директора, его стул и столик с аппаратурой из помещения избирательного участка в любое другое помещение Дома культуры, соседствующее с помещением для голосования (благо таких помещение было несколько). Лучше, конечно, было бы подумать об этом членам УИК до дня голосования.
Позже в помещении избирательного участка появился еще один мужчина крепкого телосложения и весьма убедительного облика и поведения. Одет он был в полувоенную камуфляжную форму, на рукавах имел нашивки с надписью «ЛНР» и «ДНР». Он свободно перемешался в пространстве избирательного участка и по-свойски общался с сотрудниками полиции. Каких-либо опознавательных знаков (бейджа с именем и статусом или чего-либо иного) на незнакомце замечено не было.
Не смея отвлекать руководство УИК от избирательного процесса, я рискнул подойти к незнакомцу, представился и попросил объяснить, кто он и в каком качестве находится в помещении избирательного участка. Сначала мужчина назвался общественным дружинником, обеспечивающим вместе с сотрудниками полиции порядок на участке. На просьбу показать документ, подтверждающий его полномочия, ответил резким отказом. После замечания о том, что присутствие дружинников в помещении избирательного участка в день голосования не предусмотрено избирательным законом, заявил, что он является главой администрации поселения и в этом качестве по закону имеет право находиться в помещении избирательного участка.
Пришлось обращаться к председателю УИК с замечанием о незаконности нахождения мужчины в помещении избирательного участка, после чего глава администрации все-таки покинул помещение и больше уже не появлялся.
В день голосования в помещении избирательного участка периодически появлялся и также исчезал некий молодой человек крепкого телосложения без каких-либо опознавательных знаков. Как позже выяснилось, таинственный персонаж этот был оперуполномоченным отдела по борьбе, кажется, с экстремизмом и терроризмом и никого (ни членов УИК, ни наблюдателей, ни полицейских) в связи с этим почему-то не одолевали даже смутные сомнения о законности его присутствия на избирательном участке.
Между тем, как следует из положений избирательных законов страны в день голосования и во время подсчета голосов в помещении для голосования, кроме членов УИК с правом решающего и совещательного голоса, вправе присутствовать:
- наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели;
- члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;
- зарегистрированные кандидаты;
- доверенные лица кандидатов;
- представители средств массовой информации.
Все эти лица должны иметь документы, удостоверяющие их статус. Сведения об указанных лицах должны вноситься в реестр лиц, присутствующих при проведении голосования.