Как в России тихой сапой опять ввели платное среднее образование. Вопреки Конституции РФ…
Школа отражает на себе стремления и взгляды тех, кому принадлежит верх в политическом и гражданском строе страны
С начала 1990-х наши структуры, ведающие школьным образованием, начали неуклонное введение платности образовательных услуг. Дальше, больше. Дошло до того, что стали требовать, чтобы, приходя в ПЕРВЫЙ КЛАСС школы, ребенок умел читать и писать. Дескать, у нас программа сейчас такая. Но программа общеобразовательной школы не может противоречить КОНСТИТУЦИИ РФ, которая декларирует бесплатность среднего образования в стране.
Этим самым структуры, ведающие образование, показывают свое полное пренебрежение КОНСТИТУЦИЕЙ (ОСНОВНЫМ ЗАКОНОМ) СТРАНЫ. А мы еще удивляемся, что и правоохранительные органы бедной КОНСТИТУЦИЕЙ РФ тоже пренебрегают. Все в человеке закладывается с детства…
Хотел бы напомнить, что и в советское время КОНСТИТУЦИЯ СССР была своего рода ширмой большевистской диктатуры. Вспомним, хотя бы КОНСТИТУЦИЮ 1936 ГОДА, названную СТАЛИНСКОЙ. Приняли ее в 1936 году, а с 1937 года начались массовые репрессии в обход КОНСТИТУЦИИ СССР…
Однако вернемся к образованию…
Сразу появились платные подготовительные курсы для малышей. Появились и платные курсы внешкольного образования, в которые родители начали таскать малышню, пренебрегая при этом их личными пристрастиями и возможностями, причем, даже не задумываясь над этим. Хотя еще в XIX веке у нас вышла масса работ наших выдающихся педагогов, таких, например, как Пирогова и Ушинского, в которых подробно описывалось отрицательное влияние на ребенка такого бездумного подхода. Выпускалось много переводной литературы классиков образования всех времен и цивилизованных народов.
Но кто сегодня читает книги классиков образования, да и вообще умные книги…
Напомню еще раз:
«По циркуляру департамента народного просвещения Англии 1891 года, не только обучение в начальных школах должно быть даровое для родителей, но родители не должны нести никаких расходов, ни на книги, ни на письменные принадлежности, необходимые для школы».
«Русская школа», 1900, № 10-11, с.209.
И это положение действует и сегодня…
«Английская школа творит самое себя, чутко прислушивается к жизни, формируется под влиянием тех внешних и внутренних условий, в которых происходит ее работа. Ни в больших городах, ни в деревнях нет одного выработанного типа школы, не встретится двух школ, похожих друг на друга. Официальная организация школы дает очень широкий простор для большого разнообразия в постановке дела.
Английская школа – жизненная школа. Это известного рода детская община. Дети – члены коллектива, связанные с ним правами и обязанностями, заинтересованные в его процветании, организующие сами в разных формах жизнь этого коллектива.
Советы графств или другие органы самоуправления выделяют из своей среды Школьные Советы или Комитеты.
Школьные Советы, кроме прочего, открывают каникулярные школы, летние площадки, центры игры и другие виды внешкольной работы, создают специальные органы для отыскивания занятий для детей, окончивших школу.
Учебные планы и программы английских начальных школ отличаются большой эластичностью и приспособляемостью к местным условиям.
Английская школа исходит из положения, что рисование – такая же естественная вещь для ребенка, как речь, писание и чтение. Способность видеть и выражать увиденное, помогает полнее понимать формы и краски окружающей жизни. Это длительный процесс: ученики лишь постепенно на практике приучаются к полной точности видения и воспроизведения.
Другая сторона рисования, лепки и других видов ручного труда в школе – эстетическое воспитание. В этой постоянной работе дети учатся видеть и ценить красоту форм и красок. Во многих школах часть времени специально посвящается изучению картин и скульптуры в связи с занятиями рисованием и лепкой.
Физическое воспитание является одной из важнейших забот начальной школы. В каждой школе известное количество времени отдается систематическим физическим упражнениям в форме гимнастики. В ряде школ физические упражнения принимают вид народных игр и народных танцев. В связи с изучением старых народных обычаев, песен, музыки, игр школы часть времени отдают народным играм и танцам.
Систематические измерения, взвешивание и диаграммы здоровья ведутся во многих школах, особенно там, где условия позволяют содержать сестер милосердия».
Ландсберг Р. Английская начальная школа. М., 1924.
И что еще немоловажно:
«В Лондоне старшие учителя народных школ получают от 1500 до 4000 руб. в год. В средних школах старшие учителя получают от 4000 до 8000 руб. в год. В провинциях и деревнях оплата несколько ниже».
Ландсберг Р. – «Школьная жизнь за рубежом» – «Для народного учителя», 1914, №6, с.9.
У нас в России то время такой зарплаты не имели не только врачи, хотя их было мало, но даже многие губернаторы.
А зарплата народного учителя была крайне низкой.
Василий Прокофьевич Вахтеров писал по этому поводу:
«Самые большие заслуги по распространению образования принадлежат Французской Республике, которая увеличила ежегодный бюджет с 24.000.000 в 1870 году до 175.000.000 в 1890-х годах, истратив, кроме того, на постройку школ более половины миллиарда еще в то время, когда она страдала под бременем долгов, заключенных для уплаты ПЯТИМИЛЛИАРДНОЙ контрибуции.
Увеличивая расходы на содержание народных школ, демократия увеличивает вместе с тем и число школ, улучшает состав учащих (учителей), значительно расширяет программу обучения.
Прежнюю клерикальную школу с ее ничтожной программой Французская Республика изменила до неузнаваемости, сообщив ей, вместо чисто церковного характера, гуманитарно-научно-практический.
Теперь во французской начальной школе, кроме чтения, письма и арифметики. В программу введены краткий курс французской литературы, истории, географии, естествознания, физики, химии, законоведения. Кроме того дети знакомятся с основами земледелия и садоводства применительно к местным условиям, обучаются рисованию, лепке и пению.
Из этого примера видно, что ШКОЛА ОТРАЖАЕТ НА СЕБЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ ТЕХ, КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЕРХ В ПОЛИТИЧЕСКОМ И ГРАЖДАНСКОМ СТРОЕ СТРАНЫ.
Пока правящие классы не заинтересованы в широком распространении народного образования, последнее хиреет и чахнет.
По мере того, как народные массы завоевывают гражданские и политические права, ширится и крепнет народное образование.
XIX век, вполне заслуженно, может быть назван веком всеобщего начального образования.
Если раньше в Западной Европе и заботились о начальной школе, то руководились в этом отношении чисто церковными соображениями, и почти никто не думал о том, чтобы УЧИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ПРОСТОЙ НАРОД НЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ТОЙ ИЛИ ДРУГОЙ РЕЛИГИИ, А ДЛЯ НЕГО САМОГО.
XIX век в передовых странах значительно сузил ту пропасть, которая ОТДЕЛЯЕТ ОБРАЗОВАННЫЕ КЛАССЫ ОТ ПРОСТОГО НАРОДА.
Что касается Западной Европы и США, то там XIX век действительно сделал начальное образование всеобщим.
В Швеции, например, число неграмотных не достигало и 1%, а в Германии почти невозможно было найти неграмотного человека.
Впереди всех стран в этом отношении шли США.
Вполне демократический характер управления, сравнительно ослабленный гнет высших классов на нижние, относительно высокое экономическое состояние страны. Все это позволило настолько двинуть дело народного просвещения, что теперь во многих местах делаются попытки поставить вопрос о всеобщем и даже обязательном среднем образовании на деловые рельсы.
Делались самые разнообразные попытки для решения этой задачи.
УСТРАИВЛИСЬ ШКОЛЫ НОВЫХ И ПРИТОМ РАЗНООБРАЗНЫХ ТИПОВ, ПРАКТИКОВАЛИСЬ НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ОТКРЫВАЛИСЬ РАЗЛИЧНЫЕ КУРСЫ.
Сегодня только при Гарвардском университете США работают более 500 бесплатных курсов дистанционного обучения для всех желающих в мире. Правда, нужно знание английского языка. Небольшую плату берут только за выдачу документа об окончании курсов, но такие документы нужны далеко не каждому.
Так, в Канаде, ребенок 4 лет поступает в детский сад. Когда ему минет 6 лет – он переходит в начальную школу. Когда минет 13 лет в высшую школу, а с 17 или 18 лет – в университет.
Высшую школу там зовут « колледжем», или «ШКОЛОЙ БЕДНЯКА», потому что в большинстве случаев ПЛАТЫ ЗА ОБУЧЕНИЕ НЕ ВЗИМАЕТСЯ, а с детей состоятельных родителей берут очень незначительную плату.
Знают ли наши умники, которые сегодня любят называть средние учебные заведения КОЛЛЕДЖАМИ истинное значение этого слова?
ПРОШЛОЕ НАШЕГО, РОССИЙСКОГО, НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ЭТО – ИСТОРИЯ ЛИЦЕМЕРИЯ, НАПЫЩЕННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ О ВАЖНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И ГОНЕНИЙ НА ШКОЛЫ И ДЕЯТЕЛЕЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ С ДРУГОЙ.
Так, Екатерина II основала комиссию об училищах, выработавшую в 1770 году проект обязательного обучения.
«ТОЛЬКО ГЛУПЦЫ БОЯТСЯ ОБРАЗОВАННОГО НАРОДА, - писала Екатерина II, - И РОЖДЕННЫЕ ДЛЯ ВЛАСТИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ВЛАДЫЧЕСТВОВАТЬ НАД ЛЮДЬМИ, А НЕ НАД ЖИВОТНЫМИ».
Но это были ее слова, которые очень мало соответствовали делам ее правительства, ничего не дававшего на содержание народных школ.
В то время, как Екатерина II писала о великом значении просвещения, на Западе, например в Швеции и Германии, существовало уже обязательное обучение.
У нас же в 1787 году по всей России было только всего 165 училищ с 394 учителями и 11.158 учениками, а к 1797 году – 285 училищ, 664 учителя и 15.628 учеников.
ЭТИ ЦИФРЫ ДОСТАТОЧНЫ ДЛЯ ОДНОГО ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА СРЕДНЕ ВЕЛИЧИНЫ.
Но они давали право ХВАСТЛИВО СООБЩАТЬ ЗА ГРАНИЦУ, ЧТО И У НАС ОТКРЫВАЮТСЯ УЧИЛИЩА.
Однако, они были до ОТЧАЯНИЯ НИЧТОЖНЫ И СВОДИЛИСЬ К НУЛЮ ДЛЯ ТАКОГО ОГРОМНОГО ГОСУДАРСТВА КАК РОССИЯ. Причем немало школ существовало только на бумаге.
Наблюдение за школами было вверено НЕСЧАСТНЫМ НАСТАВНИКАМ, ОПИВШИМСЯ ОТ БЕЗДЕЙСТВИЯ И СКУКИ.
«В 1783 году Екатерина II издает указ «О вольных типографиях». Николай Иванович Новиков воспользовался этим указом и учредил «Типографическую компанию», которая чрезвычайно успешно и рационально повела свою культурно-просветительную работу. Компания заводит ряд типографий, широко ставит книгоиздательское дело и завязывает отношения с провинцией. Компания печатала множество хороших и полезных книг – дешевых учебников, научных и образовательных книг. В разных местах были открыты книжные лавки и самим Новиковым. Насколько крупны были обороты Новикова, видно из того, что иным торговцам он отпускал книги десятками тысяч экземпляров.
Кроме того, Новиков устроил аптеку (лучшую в Москве), которая отпускала бедным лекарства бесплатно, больницу для типографских служащих.
(Кстати, в XIX веке в поселениях горного ведомства, таких, как, например, Воткинский и Ижевский заводы Вятской губернии, аптеки были бесплатны для всего населения этих поселений – А.Р.).
Новиков сумел возбудить в русском обществе XVIII века необычайную энергию самодеятельности. Дело Новикова было общественным делом не только по своей сущности, по своим задачам и результатам, но и по своей организации. В этом был залог его успеха, в этом, по условиям того времени, была и причина его гибели.
В феврале 1793 года Екатерина II предписала все конфискованные у Новикова книги предать огню. Было сожжено более 20.000 книг».
«Образование», 1907, №8, с.52, 66-67, 75.
Более того, по данным 1825 года, во всех городах, как штатных, так и заштатных, во всех местечках и посадах России считалось всего только 1095 учебных заведений всех ведомств и разрядов, включая и высшие учебные заведения и средние.
И замечательно, что в тех же самых городских поселениях ЧИСЛИЛОСЬ ПОЧТИ ВДЕСЯТЕРО БОЛЬШЕ ПИТЕЙНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, А ИМЕННО 9957, НЕ СЧИТАЯ ТАЙНЫХ КАБАКОВ.
Большой вклад в развитие образования в Сибири внесли декабристы.
«Число книг в последнее время пребывания декабристов в каземате достигло 500.000 томов. Многие (Н.М. Муравьев, Волконский, Трубецкой) выписали свои библиотеки, а у некоторых они состояли из многих тысяч томов. Доктор Вольф имел до четырех тысяч медицинских книг. Лунин – полное собрание творений отцов церкви в подлинниках (греческих и латинских). Были все классические сочинения греческой, латинской, французской, немецкой, английской, итальянской, испанской и польской литературы. Существовала специальная газетная артель, причем при выписке использовалась складчина. В последнее время каземат, на имя одной из дам, выписывал газеты и журналы на несколько тысяч рублей, в том числе массу иностранных журналов и газет. Библиотека была умственным, культурным, а также организационным центром. Сюда сходились, здесь спорили, даже играли в шахматы. В библиотеке было устроено нечто вроде почтового бюро.
Декабрист Завалишин за время заключения выучился писать и говорить на 13 языках. В связи со своими усиленными занятиями по филологии, Завалишин сделал ряд переводов – всего Священного Писания, первой песни Илиады, первой главы Фукидида и много других. Всего им было исписано до 15.000 листов мелким почерком. Еще в каземате Завалишин начал собирать сведения об Амурском крае. Там же им была составлена карта Забайкальской области, впоследствии оказавшая много услуг администрации.
Старший брат Борисов, хотя, по отзывам, и не вполне нормальный, собрал замечательную коллекцию насекомых и придумал классификацию совершенно тождественную с той, которая, спустя немного времени, была принята Парижской Академией Наук.
Декабристы, хорошо знавшие медицину, завели свою аптеку и все инструменты, необходимые как хирургу, так и акушеру.
Декабристы выписали популярные медицинские руководства, необходимые лекарства, устроили «огороды лекарственных трав». Декабрист И.Ф. Фохт, который читал исключительно только медицинские книги, имел сложные и сильные лекарства и лечил горожан и поселян. Нарышкин разъезжал по деревням и помогал, где мог.
В конце концов, в Петровском заводе были устроены форменные учебные заведения и ремесленные школы, в которых обучались дети заключенных и заводских служащих. Самые лучшие мастеровые и ремесленники вышли именно из казематских школ.
(Отмечу, что все это декабристы делали совершенно бесплатно для населения – А.Р.)
Уже живя в Москве, Завалишин получил письмо от своего бывшего ученика кузнеца, отца восьми детей, который не только сам учил своих детей, но и внимательно следил за новой литературой.
Нередко, под влиянием декабристов, совершенно изменялись интересы жителей глухих городов. Так, в Селенгинске к 1861 году стали выписывать одних журналов и газет на 300 руб. серебром».
«Русская школа», 1911, №2, с.113, 115, 116, 119, 124.
Однако, даже в 1897 году Министерство Народного Просвещения вносило в смету НА НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕНЕЕ 1.5 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ (1.484.000), ЧТО СОСТАВЛЯЛО ПО ОДНОЙ КОПЕЙКЕ НА КАЖДОГО ЖИТЕЛЯ ИМПЕРИИ».
Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М., 1917, с.41 и далее.
Заметьте, что это было опубликовано 100 лет назад…
Полная версия: http://kontinentusa.com/kak-v-rossii-vveli-platnoe-srednee-obrazovanie/
Александр Рашковский, краевед, 19 марта 2017 года.