Вчера я сходил на митинг «За семейные ценности», посвящённый борьбе с семейным насилием. Само мероприятие было типичным: пара сотен активистов пришли в загон гайд-парка в «Сокольниках», где их точно никто не увидит, кроме редких телеобъективов. Про семейное насилие тоже всё понятно. Оно недопустимо в любой форме: там, где начинается насилие, семья заканчивается.
Новый закон, конечно, чудовищен, и об этом тоже говорили на митинге. Пусть со второго эпизода всё равно настаёт уголовная ответственность, но необходимость жертве самой доказывать факт насилия делает ей шансы защититься призрачными. Против этого нужно бороться.
Но рассказать бы я хотел не о самом митинге, а о том, что произошло сразу после него.
В «Макдональдсе» у метро, куда я пошёл, чтобы выпить кофе и согреться, за соседним столиком сидела пара, девушка и молодой человек. Они разговаривали о чём-то своём, пока в нескольких метрах не появилась ещё одна девушка, которая тоже пришла греться после митинга. У неё на руке была заметная надпись «Не молчи».
Первая девушка оказалась в теме и стала рассказывать своему парню, что эта надпись связана с движением против семейного насилия, и что где-то рядом, наверное, прошёл митинг. А потом произошло нечто отвратительное.
Громко, чтобы пол-«Макдональда» и уж точно та активистка слышали, она сказала примерно следующее: «Но я сомневаюсь, что вот лично она подвергалась насилию. Выглядит непохоже на это». Давно меня ничего не злило так, как эти слова. Мне страшно представить, что мог испытать человек, которого действительно били дома, услышав такие сомнения публично.
Если вам вдруг когда-то придёт такая же мысль в голову (хотя это довольно глупая мысль, ведь жертвы насилия выглядят точно так же, как обычные люди, когда их синяки сходят, и не всегда бывают синяки, и не всегда на лице и руках), пожалуйста оставьте её при себе. Это как раз тот случай, когда лучше промолчать.
Нужно как-то избавляться от домашнего насилия, но кричать на каждом углу о нем... Может быть не самый верный путь