Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Почему то, что может быть хорошо, в тюрьмах Карелии плохо

Почему то, что может быть хорошо, в тюрьмах Карелии плохо

Андрей Бабушкин
Андрей Бабушкин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Судьба дала Карелии очень и очень многое – прекрасную природу, широкие просторы, близость к Европе, умных и трудолюбивых людей. Тем не менее, уголовно- исполнительная система Карелии – одна из самых проблемных в России.

Об этом шла речь на круглом стола «Актуальные вопросы соблюдения прав человека в местах принудительного содержания», состоявшемся в Национальном музее Карелии в рамках выездного заседания Совета по правам человека в г. Петрозаводске.

Хотя толчком к приезду стала ситуация с Ильдаром Дадиным, разговор шел не столько о Дадине, сколько о ситуации в целом.

Круглый стол собрал членов СПЧ, членов ОНК Карелии, заместителя прокурора, Уполномоченного по правам человека Карелии, представителей ФСИН России, ГСУ СК по Карелии и МВД России. Однако представитель  УФСИН России по Республике Карелия на круглом столе отсутствовал. Такова была воля Москвы,  которая потребовала от меснго управления затаиться и не высовываться.

Вел мероприятие М.А. Федотов, а помогал ему я.

Член СПЧ Игорь Каляпин рассказал о том, что по поручению  М. Федотова был в Карелии в ноябре 2016 года. Именно тогда он впервые столкнулся с тем, что в посещенных им колониях от членов Президентского Совета стали скрывать  документы о имеющихся у осужденных взысканиях, запретили пользоваться диктофонами, жестко ограничили по времени, в связи с чем работа членов Совета оказалась сорвана.  Что же должно происходит в учреждениях УФСИН Карелии, если здесь бояться давать документы? – удивился Игорь.  Он пояснил, что члены Совета не выступают в интересах заключенных или иных заявителей,  а хотят разобраться в ситуации и проинформировать общество от наличии или отсутствии  нарушений прав человека в УИС Карелии.
 
Адвокат Комакин М.А. рассказал о том, что произвел опросы осужденных в 3 колониях колонии. Им получено 5 групп жалоб:
- жалобы на избиения (Шургая Кобу из ИК – 7 избивали 2 раза в день, заставляли садиться на шпагат, разорвав паховые связки; Мгояна Мишу из ИК -7 подвешивал на наручниках, избиение резиновым молотком по пяткам, наносили  удары по почкам молотком через толстую книгу; такие пытки применялись ежедневно в течение 2 мес.; во время данных пыток были сломаны кости черепа и челюсть; с 13 января отправленное по почте заявление адвоката не принимается );

- жалобы на пыточные условия содержания (пытки громкой музыкой и передающейся звукоусилительное устройство лекцией о правах заключенных; лекцию продолжительностью 5 минут повторяют по 18 раз в день; при этом вместо радиоточек установлены громкоговорители);  
- нарушение санитарно-бытовых условий (не выдается личное белье,  туалетные принадлежности выдаются только 1 раз в неделю);
- не отправление из колонии жалоб на администрацию ИК;
- преследования по религиозным мотивам (на письменные жалобы об отказе в приеме свинины мусульманам отвечают, что Россия – светское государство; осужденный Габзаев находится с ШИЗО с 19 сентября 2016 года за то, что во время радиолекции совершает намаз; первоначально попал в ШИЗО за то, что тайно, не попадаясь на глаза администрации пытался не есть свинину; однако сотрудник Матросов заставлял есть эту запрещенную для мусульман еду).
Бывший осужденный Олег Кузнецов рассказал о том, что был помещен в 2010 году в камеру ШИЗО за то, что отказался избивать других осужденных. После этого он находился  в СУОН, а затем  5 лет содержался в одиночке. Некоторое время его били каждый день. Он подтвердил громкое включение музыки, а также злоупотребление зачитыванием информации о правах осужденных.  Слышал, как от боли кричал Шургая. Он отметил, что есть сотрудники, которые никогда не издеваются над осужденными, однако не стал называть их фамилий, чтобы у них не было неприятностей. Зато те, кто чаще всего позволяют себе жестокое обращение были им названы: это - инспектора Мезенцев, Радевич, Нелюбин и ДПНК Юрий Михайлович Юрлов, который обучает молодых сотрудников избивать осужденных. До 2012 года практиковалось определенное соблюдение прав заключенных, однако с 2012 года началось планомерное ухудшение ситуации.  

Адвокат Крикун Л.Л. рассказал о жалобах осужденного Рухтаева из ЛИУ № 4, которого стали преследовать за подачу жалоб. Рухтаеву было объявлено взыскание за то, что во время пресловутой радиолекции о правах заключенных он перекрестился. Фантазии сотрудников учреждения не знают границ: они заставили Рухтаева писать объяснительную во время уборки камеры. Он сказал, что не будет этого делать, так как в этом случае его обвинят в нарушении режима – вместо того, чтобы убирать камеру, он что –то писал. Его уверили, что ничего подобного не произойдет. Он написал объяснительную, после чего его обвинили в том, что вместо уборки камеры он писал письмо домой.  Он рассказал, как его били молотком по пяткам, объясняя, что его бьют за жалобы на врача.  Начальник учреждения сказал Рухтаеву, что , если он будет жаловаться, то избиения продолжатся и он умрет. Затем  его поместили в холодную камеру, несмотря на наличие у него туберкулезного заболевания.

Осужденного Примерина в ЛИУ № 4 лечили от туберкулеза, которого у него не было, теперь его надо  лечить  от последствий лечения от туберкулез. Он стал жаловаться и ему стали  угрожать, что его будут избивать за жалобы, сажали на шпагат и избивали. В конце концов,  Примерина 15 января 2017 года заставили отказаться от поданной им жалобы.

Адвокат Маркин К.А. рассказал об опросе осужденных в ФКУ ИК № 1 Александра Зайцева и Анзора Мамаева. Данные осужденные жаловались на избиения со стороны осужденных –активистов в карантине при поступлении в ИК. Они рассказывали о том, что осужденных не только бьют, но и ставят на растяжку, заставляют стоять в неудобных позах. В случае жалоб угрожают избиением либо привлечением  к ответственности за заведомо ложный донос. После встречи Мамаева с Уполномоченным по правам человека Т.Н. Москальковой его   поместили в ШИЗО.  Преследование Мамаева продолжается до сих пор.

Заключенный Зайцев из ИК -1 показал заместителю начальника Сегежского СО СК РФ Стребковой список свидетелей, попросив не показывать этот список сотрудникам ИК.  После этого данный  список оказался у сотрудников ИК.
Чтобы избежать издевательств, осужденные вынуждены устраиваться на бесплатную работу.  
Маркин рассказал, что иногда устраиваются учебные проверки, когда за проверяющего выдается незнакомый осужденным человек, после тех, кто ему пожаловался, вызывают и предупреждают, чтобы они не жаловались.

Уполномоченный по правам человека Карелии А.С. Шарапов  обратил внимание на то, что такие жалобы можно проверить только следственным путем.   Уполномоченный был вынужден обратиться к директору ФСИН  по вопросу непоступления жалоб осужденных, адресованных ему лицами, отбывающими наказание в Карелии. Однако в УФСИН его пытались  убелить, что заявления теряются на почте.
М.А. Федотов предложил изучить ситуацию с теми 46 осужденными, которые скончались в ИУ в последние 3 года, несмотря на попытки их освобождения по болезни.

Первый зам прокурора Республики пригласил членов Совета изучить переписку с лицами, которые жалуются на пытки и иные нарушения условий содержания. Прокуроры за год посещали учреждения УИС 113 раз, внесли 115 представлений, по которым было привлечено к ответственности более 170 должностных лиц УФСИН Республики.

Заместитель руководителя СУ СК по Карелии стал защищать позицию следствия по жалобам на применение пыток.  К сожалению, из его выступления я не почувствовал  его заинтересованности в борьбе с пытками.

Начальник отдела по правам человека ФСИН России А.В. Кузнецов призвал добиваться, чтобы к осужденным не применялись иные меры воздействия, чем предусмотрены приговором суда. Может быть я чего-то не понимаю. Но мне стало как-то неловко за руководство ФСИН России, которое подставило Александра Владимировича, отправив его отдуваться и за московских генералов и за карельских коллег.  
По итогам  круглого стола были выработаны рекомендации.

Однако об этих рекомендациях, а также о результатах знакомства с материалами прокуратуры по проверкам жалоб осужденных я расскажу уже завтра.
 

 
 

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
24 июля
Григорий Михнов-Вайтенко
Григорий Михнов-Вайтенко
Присвоенный мне статус иноагента буду оспаривать
Мнение
19 ноября
Валентина Кривозуб
Валентина Кривозуб
Мы стали удивляться плакатам против режима
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ДадинКарелияПрава человека