Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. К истории российского акционизма: вечная тема

К истории российского акционизма: вечная тема

Владимир Ильин
Владимир Ильин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Историю московского акционизма обычно начинают с перформанса Анатолия Осмоловского (Правда, до этого был еще советский акционизм 1970-80-х гг.). Созданное им «Движение Э.Т.И.» выложило на брусчатке Красной площади слово "....". Считается, что акция была приурочена к выходу 15 апреля 1991 года закона о нравственности, включавшего в том числе запрет на нецензурную брань в общественных местах.

Как говорил позднее Осмоловский, "У нас не было аудитории. Более того, аудиторию мы сознательно от себя отталкивали" (Colta. 16.12.2015)

Осмоловский так вспоминал об истории этого перформанса:

"Возникла идея сделать акцию, приуроченную к принятию закона о нравственности. Он вышел за два дня до того, как мы вышли на Красную площадь. Закон этот запрещал ругаться матом в публичных местах. Мы все придумали (выложить телами активистов «» на брусчатке), договорились о встрече, но пришли лишь два искусствоведа и один анархист. То есть людей не хватало. А я хотел все сделать… <...> мы поехали к памятнику Гоголю, где я агитировал собиравшихся там хиппи принять участие в акции. <...> Три или четыре человека согласились сразу, остальных пришлось уламывать. Но когда мы пришли на Красную площадь, люди одеревенели. <...>

Центральная площадь достаточно жесткого советского государства — даже мне было не особенно весело. Короче, они стояли как вкопанные, и я фактически насильно уложил их на брусчатку и потом только лег сам. Гусаров в это время отвлекал ментов — говорил, что мы тут съемки будем делать, кино, фото, еще что-то. В общем, мы секунд тридцать лежали — едва успели сфотографироваться. Очень быстро прибежала милиция, стала спрашивать, что мы здесь делаем. Мы отвечали: «Геометрические фигуры выкладываем». Они адреса переписали и отпустили. Но вечером ко мне пришел Гусаров и показал фотографию: вот, «Московский комсомолец» готов публиковать, и мы должны дать отмашку — да или нет. Я ответил: «Ну, сделали же — естественно, публикуем». А утром ко мне с обыском приехала милиция, и меня забрали в отделение.

Гусаров, надо отдать ему должное, развил интенсивную деятельность по сбору ходатайств от разных людей известных. От Вознесенского, от режиссера Соловьева были бумажки, ПЕН-центр обо мне написал, еще кто-то. Все это продолжалось, по-моему, месяца три, и за неделю до августовских событий мое дело было закрыто за отсутствием состава преступления. А вменялась мне статья 205-я, часть вторая: «хулиганство, произведенное с особым цинизмом и необычайной дерзостью». Под нее обычно подпадали люди, которые либо рецидив совершили, либо дрались с применением кастета или ножа, но никого не убили. От года до пяти".

В то время не только широкая публика, но заметная часть авангарда и даже сам Осмоловский не были уверены, что это искусство. Но бросать топливо в огонь такой дискуссии и составляло смысл акционизма. И тут отличие от Павленского.

"Дискурсивное поле — считать акционизм искусством — уже создано, — говорит Осмоловский. — Все ясно. Что Павленский хочет доказать? Что это искусство? Ну да — искусство. И именно по этой причине все это переносится в совершенно другую область — в область политического действия".

Правда, эта акция была в определенной мере вторичной. Арт-группа «Мухоморы» 25 марта 1979 года в подмосковном Кускове выложила на снегу усадьбы телами четырех человек это же слово. Акция была задокументирована, что стало основанием обвинений Осмоловского в плагиате. На это он отвечал, что любое действие, которое ты мог бы совершить, уже совершалось", что реальность "затекстована".

Это часть движения, начатого, вероятно, дадаистами, за стирание грани между искусством и жизнь. Одни границу уже не видят, другие видят. В итоге акт хулиганства для одних и произведение искусства для других. Суть этого тренда в отказе от рамки, которая всегда четко показывала, где кончается искусство, а где начинается жизнь. Критерий не в самом произведении, а в наличии людей, способных понять его как произведение. Как сказал Осмоловский, "чтобы те или иные действия привлекали внимание и квалифицировались как искусство, необходимо сформированное дискурсивное поле" (Colta. 16.12.2015).

Примечателен акциент Осмоловского на желании избежать конфликта с Уголовным кодексом не только из-за страха перед тюрьмой:

"... Момент формального ненарушения Уголовного кодекса был очень важен. И прежде всего для того, чтобы действие зависало, чтобы было непонятно — искусство это или не искусство. Чтобы можно было свободно спорить на эту тему. Без скрытой репрессии ангажированного мнения (в ту или другую сторону). А чтобы действие было неоднозначно квалифицируемо, подвергаться уголовному преследованию, естественно, не рекомендуется".

Вот в провокации этого спора и состоит смысл такого перформанса.

Вторжение в такое искусство политики искажает дискурсивное поле, что и демонстрирует кейс Павленского.

"Если человек в тюрьме, о нем невозможно ничего сказать объективно — хорошая его акция была или плохая. Если скажешь, что хорошая, все подумают, что ты ангажирован и пытаешься человека, условно говоря, отмазать или, по крайней мере, дать ему надежду, что он сидит в тюрьме не просто так. А если говоришь, что акция была плохая, то ты человека как бы топишь. И в том, и в ином случае высказывание становится невозможным. Это не моя мысль, а Валерия Подороги, который совершенно верно заметил: про акции 1990-х годов можно было говорить — искусство это, не искусство. А про сегодняшние акции невозможно говорить — искусство это, не искусство, потому что на самом деле это вид специфической политической борьбы" (там же). Иначе говоря, о преследуемом либо хорошо, либо ничего.

Вечная тема пениса была вновь осмыслена в новой форме группой "Война", нарисовавшей этот орган на поднятом Литейном мосту. Тема вечна, как и само искусство. И это не случайно, т.к. что может быть более провокационным, чем публичное изображение пенса? Разумеется, только политические акции, но тут уже новая спорная граница искусства.

Запись была отредактирована модератором.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
1 октября
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
«Архипелаг ГУЛАГ»: как все это знакомо до боли и вечно
Мнение
28 мая
Алексей Серёгин
Алексей Серёгин
Тупик. Послесловие к протестам жителей Ремзавода в Йошкар-Оле против застройки территории многоквартирными домами
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Исскуство и империя
30 янв 2017 20:17

Наталья Поклонская: Создатели фильма «Матильда» могут быть привлечены к уголовной ответственности.

"Авторы картины, прикрываясь словами о свободе творчества, помимо всего прочего, грубо нарушают право на неприкосновенность частной жизни государя Николая Александровича Романова и Его Семьи. Таким образом, полагаю, что в действиях создателей фильма могут усматриваться признаки состава по ряду уголовных преступлений, предусмотренных статьями 128-1, 137, 138, 139 УК РФ."

30 янв 2017 22:19

Извините, но у Вл.Ильина в этом блоге (или посте) - не про киноискусство...

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияКультура