Давно я не буквоедствовал злобно.
В. Н. Аношина в статье "Понятие о душе в представлении мордвы и других финно-угорских народов" ("Вестник НИИ гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия", 2012, № 3 (23), с. 200-204) посвятила ранимой марийской душе ровно один абзац. Вот он:
"Марийцы представляли душу в виде чоп [Опечатка, надо: чон. - К. С.] (йанг [Вообще-то надо: йäнг. - К. С.] — у горных марийцев) и орт [Вообще-то надо: öрт. - К. С.]. Душа чон связывалась с [с. 202] дыханием, поэтому считалось, что она выходит при последнем выдохе. По представлениям марийцев, душой чон обладают лишь люди и живые существа, в то время как душой орт — и предметы. Чон в значении души марийцами представлялось как реальное явление, способное покинуть тело человека при сильном волнении, во время сна и перед смертью. В марийском фольклоре душа чон, покидающая человека во время сна, изображалась ящерицей" (с. 202-203).
Возникает вопрос: откуда дровишки? Т. е. откуда информация, что "орт" может быть у предметов? Только не говорите мне про пасу ӧрт (дух поля), тул ӧрт (дух огня), пӧрт ӧрт (дух дома) и проч. Это не "предмет" и его дух (душа). Это "предмет" (объект, природная стихия и т.д.) и его дух-хранитель, который, в общем-то, сам по себе, просто (временно) обитает в данном конкретном доме или поле. Может и в другой дом (поле) переселиться.
Чувствуете разницу?
И ещё. Öрт, точно так же как и чон, является душой человека и может из него выйти, например от испуга. Ср. Чон лекташ и Ӧрт лекташ. Т.е. в современном марийском языке эти слова в ряде случаев абсолютно синонимичны.
Что это означает? У человека две души: чон и ӧрт? (В чём нет ничего удивительного.) Эти слова просто синонимы, заимствованные марийским языком в разное время? Может, раньше они означали разные вещи, а потом их значение сблизилось до неразличимости?
Вопрос.
Республика Марий Эл
Две души в марийской мифологии
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Комментарии (16)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Константин, а если вульгарно поиграть словами, как это делают доморощенные псевдоученые, например, в нынешней Украине. Смотрите, какой вывод можно сделать. У марийского язычника две души "чон" и "орт". Соединяем их в одно слово, выкинув букву "н" (не нужна). Получается "чорт", а в русской транскрипции "черт". Чем не доказательство, что язычество это культ Сатаны. Не слышу аплодисментов, ась?
Печатнику. Не, этим пусть Задорнов занимается. Я пас.
В марийской религии человека человеком делает шырт. Шырта нету у других живых существ, но у них (как и у человека) есть чон. В русском языке слово "душа" очень неоднозначно определяет сущность живого существа. И наоборот, в марийском языке духовные составляющие человека обозначены более конкретно.
К сожалению, этой неоднозначностью нет-нет да норовят воспользоваться невежды, чтобы надавить на марийскую религию. Происходит это примерно так: упоминают, что марийских в рощах богам дают души жертвенных животных. У слушателя в голове должна возникнуть или уже быть поднятым якорь души человека. На подсознании слушателя устанавливается связь "душа-человек-жертвоприношение". На знающего человека, понимающего марийскую религию, такой приём не сработает.
Последний известный мне публичный подобный случай произошёл на XX съезде марийского народа. Молодой человек марийской национальности на семинаре, посвящённом марийской религии, высказался против жертвоприношений, также играя значением слова душа. На этом съезде впервые присутствовали служители православной церкви. Не знаю, была ли связь между ними и этим молодым человеком, и были ли высказанные слова продиктованы простым невежеством или же злым умыслом, но факт остаётся фактом.
Николаю. Про Шырт как божественное начало я читал у Виталия Танакова. Но у Танакова много чего понаписано... Что это? Откуда? Я знаю курык шырт, мланде шырт... Но что именно шырт делает человека человеком - откуда это? Поделитесь, пожалуйста.
Слово ЧЁРТ от слова ЧЕРный, тоесть НЕ ДАЮЩИЙ СВЕТ.
Зырянину-язычнику. Ну, это уже народная этимология пошла. Резвитесь без меня.
Ну какая народная этимология, это физика , есть то что поглощает свет, а есть то, что дает свет.
Наши предки в физике , где лучше нашего школьного стандарта разбирались и использовали. Разница лишь в озвучивании этой информации.
У коми-зырян в мировозрении тоже две души- ЛОВ и ОРТ.
По представлениям зырян ЛОВ находится в голове.
Отсюда и слово в русском языке ГОЛ_ЛОВа. ( душа ГОЛа).
Душа ОРТ находится вне человека- это как бы информационный двойник.
Вообще тоже много путаницы , потому что мало что осталось от того дохристианского мировозрения угров или точнее ЧУДИ. (ЧУДЬ - по пониманию коми это предки коми , но нехристиане)
Зырянину-язычнику. Вот и я думаю, что первая душа - это душа-дыхание, а вторая - душа-двойник.
Нет не дыхание, это устойчивое заблуждение невежественных религий .
Душа у многих народов это всегда по функциям и качествам информационный или/и энергетический сгусток.
ЛОВ в голове, а не в лёгких.
О. - душа-тень, двойник человека. О. появляется у человека в момент его рождения и сопутствует ему до самой смерти. По отношению к лов, внутренней, обеспечивающей жизнедеятельность организма, О. находится вне тела. В течение всей жизни О. невидимо сопровождает человека вплоть до его смертного часа и дает знак о приближении смерти близким человека или ему самому. Знаком смерти может быть видимость О. - он является родственникам человека, которому предстоит умереть. Видимый О. - это сам человек, в своей смертной ипостаси, поэтому нередко он показывает, каким образом произойдет смерть: если человек должен застрелиться, то его О. показывается стреляющимся, при этом свидетели якобы слышат хлопок выстрела. Часто видимый О. просто занимается обычными делами человека: колет дрова, качает колыбель, прядет и т.п. О. может быть опасен для наблюдателя. К примеру, если долго смотреть на О. в образе прядущей женщины, то он способен проткнуть глаз веретеном .
Облик О. необязательно повторяет своего двойника-человека. Известны случаи явлений О. в образе попа, женщины в желтом платье, синенького огонька. О. может быть невидим, в этом случае знак смерти подается в виде какого-либо акустического сигнала. П.А. Сорокин пишет об О. охотника, который появляется возле избушки раньше своего двойника-человека. Артельщики слышат, как кто-то подошел к избушке, снял лыжи, стоит возле двери, но не входит. Через некоторое время после этого к избушке подходит один из охотников. Считается, что до его прихода возле избушки был его О., поэтому сам охотник должен вскоре умереть. О. умирающего вдали от дома человека возвращается на родину и дает знак родственникам о предстоящей смерти. В этом случае родственники слышат как хлопает дверь, звук шагов. Знаками О. могут быть шум на чердаке или в голбце, стук в двери, жужжание веретена, звяканье тарелок на посудной полке и т.п. О. роняет на пол чьи- либо вещи, и это может восприниматься как знак предстоящей смерти того, кому принадлежит вещь. Невидимость О. коррелирует с представлениями об О. чепöль "щипках О.", самопроизвольно появляющихся синяках на теле кого-либо из родственников близкого к смерти человека. Считается, что щиплет до синяков О. человека, который должен умереть. Парные щипки указывают на количество предстоящих смертей: сколько пар - столько будет покойников.
По сведениям начала века, О. мог появиться в облике птицы, однако современными материалами этот тезис не подтверждается. Зооморфные ипостаси более характерны для Урöс, урэс (души-двойника в ижемской традиции). Урэс может принимать вид птиц (куропатка, тетерев, ястреб, ворон) или мелких животных (белка, заяц). Лесная птица влетает в окно дома или садится на крышу дома, лесной зверь забегает во двор или пробегает вблизи дома, в котором живет человек-двойник. На средней Печоре и верхней Вычегде урэс в своих зооморфных ипостасях выполняет функции вестника смерти, тогда как душа-двойник называется печ. душенька, вв. О.
Появление О. может и не предвещать смерть. По представлениям вишерских коми, О. приходит раньше самого человека, если его очень сильно ждут. В таком случае ожидающие слышат голоса тех, кто должен придти задолго до их появления. Существует также представление, что О. счастливого человека ходит впереди него. В.П. Налимов отмечает случай явления О. своему двойнику. Человек должен был поймать своего О., который после этого наградил бы его богатством. О. покойника становится опасным, если кто-либо пройдет под гробом усопшего. О. умершего человека "привязывается" к нему и всюду за ним следует. Чтобы избавиться от чужого О. советуют снова пройти под гробом умершего.
После смерти человека О. обретает видимость, а также полностью отождествляется с личностью усопшего двойника. В частности, на это указывает ритуальная формула "Мед кылзас О. пельнас" "Пусть слушает ушами О.-а", которую произносят перед исполнением похоронных причитаний. В течение сорока дней О. должен обойти те места, где при жизни бывал усопший. После этого О., по одним сведениям, превращается в камень, по другим - уходит в могилу, в которой похоронено тело усопшего, по третьим - исчезает неведомо куда.
Соотнесенность с представлениями о смерти наделяет понятие О. значениями "недостаточности, болезненности". Ср. О. кодь омöль "худой как О."; О. бедь кодь "худой как палка О."; урöс "хилый, неопрятный"; урöсмыны "захиреть". Понятие урöс может употребляться в значениях "несчастье, сглаз": урсавны "сглазить". Урöс на Удоре называют подмененного ребенка (см. Вежöм). Иногда признак "недостаточности" проявляется в самом облике О., в этом случае сама "недостаточность" является знаком смерти. Так, появление юртöм О. "О. без головы" предопределяет смерть человека, тогда как просто видение О. (целиком) расценивается лишь как извещение о смерти или несчастье, которых можно избежать.
Лит.: Лимеров 1995, Налимов 1907, Рочев, 1984, Сорокин 1910, Терюков 1979, ПМ ОУ.
В мифологических представлениях коми Л. - одна из душ человека наряду с орт. Л. считается "внутренней", относительно орт, душой человека. По В.П. Налимову, она находится в голове, является носителем жизненного начала в человеке и соответствует дыханию. Смерть констатируется после прекращения дыхания и обозначается как Л. петöм "выход души". Вместе с тем, Л. имеет определенную субстанциональность. У постели умирающего собираются родственники, чтобы увидеть исход Л. О них говорят: "Смотрят, ожидают исход Л.". Предполагается, что Л. имеет вид белого облачка или пара, имеются сведения о Л. в облике бабочки, мыши, птицы, маленького человечка. После смерти человека Л. отождествляется с личностью усопшего. Это душа умершего, которая должна отправиться в загробное путешествие в Рай или в Ад, соответственно совершенным при жизни поступкам. Окружающий мир, по представлениям к., также одушевлен. Отсюда зафиксированные в языке устойчивые словосочетания типа ловья турун "живая трава; букв. с душой", ловья пу "живое дерево", ловья чери "живая рыба" и т.п.
Местонахождение Л. в голове соответствует мифологическим представлениям о символической связи частей тела человека с различными уровнями мироздания. В.П. Налимов полагал, что именно с представлениями о голове, как о вместилище Л. связаны у к.-з. обычаи использования черепов щуки, лисы, медведя, росомахи или специально изготовленного человеческого черепа в качестве оберега.
Лит.: Лимеров 1995, Налимов 1907, Сорокин 1910, Терюков 1979.
П.Ф. Лимеров
По функциям получается , что ЛОВ (ЧОН) это собственная душа или искара управляющая телом и разумом человека.
А ОРТ - это внешний хранитель, ангел , двойник.
Слово ОРТ созвучно слову ОРД- РОД по-угорски.
Вполне может быть ,что под ОРТ понимается РОДовой ангел хранитель, предок хранитель.
тема интересная... с практической точки зрения - ближе к истине описание сделанное "Зырянин-язычник"
интересно, какой ещё информацией может поделиться "Зырянин-язычник" ?
Иные мнения тоже приветствуются....
чОкнутому. У зырянина "ближе к истине" только то, что он цитирует из настоящих учёных. Всё остальное - лесом...