Продолжается уже ставшее систематическим разрушение исторического центра Вятки. Недавно мы писали про то, что к сносу приговорили дома купцов Якова Прозорова и Федора Лаптева во второй (южной) части города. В последние недели августа стало известно, что в ближайшей перспективе будет расселен и снесен еще один важный памятник вятской старины — главный дом усадьбы купца Лебедева с красивейшими наличниками. На здании по адресу: улица Дерендяева, д. 61 недавно появилась соответствующая информация на синей табличке.
Бывшая улица Всехсвятская (ныне — Дерендяева) сейчас небогата стариной. В 1990-е и начале «нулевых» с этой городской магистрали пропало почти все, что здесь было построено в дореволюционный период. Из оставшегося — Александровский католический костел, дом купца Станислава Якубовского и два здания (61 и 61а) бывшей усадьбы Лебедева. О главном ее доме, ныне уже обреченном на смерть, сегодня наша историческая справка.
Главный дом усадьбы И.И. Лебедева (ул. Дерендяева, 61). Конец октября 1993 г.
Участок к югу от новой Московской дороги, между Всехсвятской и Владимирской церквями стал застраиваться достаточно поздно — лишь в середине XIX века. К 1880 г. статский советник Поликарп Ложкин построил на улице Всехсвятской между Копанской и Стефановской (сейчас — Герцена и Молодой Гвардии) дом и два деревянных флигеля в один этаж. Квартиры в усадьбе активно сдавались самым разным квартирантам. Среди них числятся довольно известные в региональной истории лица. Например, в 1877 г. у Ложкиных жила вдова вятского почтмейстера и гомеопата Дмитрия Долматова, который также знаком краеведам как меценат-попечитель и товарищ художника Аполлинария Васнецова.
Дом усадьбы И. И. Лебедева (ул. Дерендяева, 61а). Конец октября 1993 г.
В 1895 г. имущество Ложкина переходит к мещанину (позднее — купцу и личному почетному гражданину) И. И. Лебедеву. В том же году Лебедев поделил купленный участок и продал его северную часть предпринимателю польского происхождения С. О. Якубовскому. В начале XX в. Лебедев начинает активно перестраивать свою усадьбу по проекту архитектора Э. К. Нюквиста, именно тогда дома приобретают современный вид. К 1909 г. у Лебедева на участке уже два деревянных двухэтажных дома и четыре одноэтажных деревянных флигеля.
Уникальная черта лебедевских домов — наличники окон с оригинальной резьбой. Такой тип наличников, выполненных в технике сложной объёмной резьбы, часто применявшейся для украшения иконостасов церквей, большая редкость в современном городе. Краевед В. А. Любимов в книге «Старая Вятка. Квартал за кварталом» так писал о возможном авторе этих наличников:
«…Кажется, я знаю имя резчика этих «иконостасных» наличников. Знание это, как и многое в этом наполовину непознанном и на две трети порушенном городе, зиждется лишь на интуиции да логике. Да еще на простом желании как-то, пусть с массой оговорок, заполнить пробелы пустоты нашей памяти. Попавшийся на глаза каталог выставки А. И. Деньшина (1976 г.) добавил уверенности. За тридцать лет до той выставки и за два года до своей смерти художник, как бы прощаясь с родным городом, зарисовывал резьбяные украшения старой Вятки. Имя мастера указал лишь однажды, на рисунке наличника окна дома 71 по ул. Дерендяева: «Мастер И. П. Исупов 1900 годы». Дом этот стоял чуть дальше, по направлению к нынешней облбольнице (тогда - заброшенному Ахтырскому кладбищу), где-то сразу за Стефановской (М. Гвардии), и принадлежал канцелярскому служителю, некоему Огородникову. А до Огородникова (до 1899 г.) числился за цеховым Деньшиным. Резьба на деньшинском рисунке не походит на украшения лебедевских домов, но почерк чувствуется один. О близости 71-го дома к нашим (61 и 61-а) и к исуповскому дому-мастерской в предыдущем, 20-м квартале уже и не говорю... Сохранятся ли эти наличники, этот уже наполовину порушенный уголок старой вычурной Вятки?»
Дома Лебедева в дореволюционный период были доходными и нам известны имена нескольких их любопытных квартирантов. В начале XX в. здесь жила семья Дравертов. Отец семейства — крупный чиновник польского происхождения Людовик Станиславович Драверт работал председателем сессии Казанской судебной палаты. Согласно семейной легенде, в Польше было две реки — Драва и Верта, они и могли стать основой для фамилии. О судьбе выросшего в доме с наличниками Петра Драверта мы недавно писали подробную статью. Он стал ученым-геологом, писателем, поэтом и одним из наиболее ярких мечтателей своего времени. В доме на Всехсвятской Петр в юности квартировал со своей сестрой Ксенией — юной вятской поэтессой, которая писала под псевдонимом «Тревард». В 1906 г. вышел ее первый сборник стихов, их печатали даже в главной региональной газете «Вятские губернские ведомости». Через год после выхода сборника поэтесса уехала во Францию, получила блестящее образование в Сорбонском университете, в Россию больше не возвращалась.
Вторая любопытная семья, жившая в лебедевской усадьбе, была уже не польского, а французского происхождения. Именно здесь квартировала Елена Гогель — директор вятской губернской библиотеки первых послеоктябрьских лет. За короткий промежуток времени Елене Владимировне удалось создать то мощное ядро книжного фонда Вятской публичной библиотеки, которое вывело ее в число богатейших книжных собраний нашей страны. Любопытно, что предки Гогель приехали в Россию из Франции еще в XVIII в. по приглашению Екатерины II. Многие из родственников Елены Владимировны были известными военными деятелями, а портрет генерал-майора Ф. Г. Гогеля и вовсе находится в «Галерее героев Отечественной войны 1812 года» в Эрмитаже.
В 1918 г. дома уже по улице Дерендяева были отобраны у купца Лебедева и муниципализированы как коммунальное владение №12 в составе: дом двухэтажный деревянный с каменным подвалом, два дома двухэтажных деревянных на каменных фундаментах и флигель одноэтажный деревянный. При советской власти дома стали коммунальными и были густонаселенны самыми разными жильцами. До сего времени сохранились лишь два лебедевских здания: 61 А и 61. Последний, главный усадебный дом, который помнит и Дравертов, и Гогелей вскоре будет уничтожен.
Фото: ГАСПИКО, А. Кирюхин, С. Суворов
Галицких твоего выгнали? И тебя скоро снесут.
Димон, разочарую тебя: меня и "сносить" неоткуда, так как никаких "высоких" постов я не занимаю. В отличие, конечно, от Александра Александровича, который для нашей культуры сделал действительно очень много. Сомневаюсь, что его "выгнали". скорее тут имеют место общие принципы ротации команды нового губернатора , да и возраст уже тоже играет роль
И я тебя разочарую. Ты, говорят в городе, не работал ни дня. Спекулируешь книгами, куда, говорят в городе, переписал чужое. И болтовнёй. С переменами подойдёшь для бетоноукладки лопатой, на стройке.
если не ошибаюсь, то Антон проработал немало в госархиве старшим специалистом, так что сначала хотя бы биографию людей изучите, прежде чем пытаться их анонимно оскорблять
"Говорят" да "говорят", мало ли чего говорят? На заборе много чего написано, иногда даже крамольная правда. В данном случае - бред. Вообще в городе-то я как раз всю жизнь и работал, почти 5 лет в архиве. например. Так что ты приходи, покажу трудовую книжку тебе, Димон, раз ты так интересуешься. Тяжелый физический труд,кстати, очень люблю, в студенчестве работал на складе грузчиков и экспедитором, очень ценный опыт. Намного более ценный чем сбор недостоверных слухов и чтение всякой ереси на стенке.
Сан Саныч на 25-летии литературно-поэтического объединения ВЕРЛИБР в Театре кукол вручил творческой братии Почетную грамоту от Н.Ю.Белых,- а на 30-летие весной этого года в Доме Витберга почему-то никто не снизошел (из обладминистрации). Симптоматично или досадное стечение обстоятельств?
ну и пусть сносят.он весь вид портит
Вам всё хиханьки да хаханьки... Да, восстановить дом в прежней красе будет дорого, там люди живут. Возможно, потому до сих пор он и цел. И в музеях Салтыкова-Щедрина и Хохрякова жили люди до шестидесятых, девяностых годов XX века. Уж как Хохряковский портил вид, пока на него не повесили мраморную доску. Так и на этот дом повесить табличку "Охраняется государством Вятка" или "Вятским государем", - так, ведь, не поймут?! Скажут - сепаратизьм... А нам что? Лишь бы поплакать по кому, или почему, - когда дом сносить будут, вместе с наличниками.
Евгений, сдаётся мне, что там кроме пресловутых наличников ничего не осталося (аутентичного). Жителей - в Чистые пруды или на худой конец в Лянгасово. Дом на дрова, а наличники - в краеведческий музей или исторический клуб МИР...