Каменный полутораэтажный дом был построен на Московской улице около 1860 г. купцом А. И. Хохряковым. Однако владел он им недолго, и уже через два года, 18 июня 1862 г., дом вместе с двухэтажным деревянным флигелем во дворе покупает вятский купец Михаил Иванович Сенилов. Еще совсем новый дом Сенилов дарит в 1868 г. своему сыну Алексею. Вплоть до революционных времен дом принадлежал купеческой семье, при этом часть помещений сдавалась в аренду.
В конце XIX в. дом становится известным благодаря Владимиру Алексеевичу Сенилову (1875–1918) — музыканту и композитору. Он родился в особняке на улице Московской 9 июля 1875 г. В большом зале дома Сениловых стоял концертный рояль, за которым можно было часто видеть юного музыканта, любившего записывать услышанные народные песни. Музыку в доме любили, по вечерам у Сениловых собирались вятские музыканты, устраивались концерты, музыкальные вечера.
В 1895 г. Владимир Сенилов окончил гимназию, отец хотел, чтобы он стал юристом. Сенилов-младший едет в Петербург, поступает в университет, но не оставляет музыку, продолжает заниматься ею, посещать концерты, встречаться с музыкантами, пробует себя в композиции. На одном из концертов Сенилов познакомился с Н. А. Римским-Корсаковым, профессором Петербургской консерватории. Узнав, что будущий юрист не только разбирается в музыке, но и сам пишет, он заинтересовался его сочинениями и посоветовал Сенилову продолжить музыкальные занятия. Владимир Алексеевич поступает в университет Лейпцига, где занимается у немецкого музыковеда Гуго Римана. Два года занятий у Римана дали Сенилову большие познания, заложили фундамент его музыкального образования. С рекомендательным письмом Римана к Римскому-Корсакову Сенилов приехал в Петербург и поступил в консерваторию, которую успешно окончил в 1906 г.
Первые произведения молодого композитора прозвучали на «Вечерах современной музыки». 18 декабря 1904 г. Петербургский придворный оркестр исполнил симфонию Владимира Сенилова «Весна». Это было большим достижением для вятского композитора. В этот период он много работает в разных жанрах: оперном («Георгий Храбрый» и «Василий Буслаев»), симфоническом (поэмы «Мцыри», «Пан», «Скифы»), камерном (романсы, квартеты, пьесы для фортепиано), пишет музыку к театральным постановкам. Живя в Петербурге, Сенилов не терял связи с Вяткой, часто приезжал на родину, работал здесь, принимал участие в музыкальных вечерах. Из-за ранней смерти (18 сентября 1918 г. в Петрограде) многого Сенилов не успел сделать, но и то, что он оставил после себя, несомненно, является интересной страницей истории отечественной музыки.
В доме Сениловых после муниципализации в 1918–1919 гг. временно помещался губком РКП(б). После переезда губкома дом был передан под жилье сотрудников губисполкома, а в конце 1980-х в нем разместился музей «Вятская кунсткамера». Экспозиция музея представляет собой коллекции предметов, бытовавших в городской среде конца ХIХ — начала ХХ в.: часы, посуда из фарфора и фаянса, бытовые приборы, мебель.
Фото: С. Суворов, ГАКО
какой смысл держаться за эти старые дома, увлекаться их историей? Это всего лишь кирпичи с цементом и краской, в которых жили такие же люди с ногами и руками