Наблюдая сегодня за той легковесной реформаторской деятельностью наших чиновников от медицины, реформы которых направлены на экономию бюджетных средств для «пиления», а не на действительное улучшение качества медицинского обслуживания, хочу показать, как самоотверженно работали земские врачи на одном только эпизоде 1912 года.
Этот эпизод ярко показывает опасность работы врачей в условиях эпидемии и то, как врачи, в том числе и те, которые считались тогда чиновниками (такие как губернский эпидемический врач), относились к нуждам народа.
Из отчета о командировке на эпидемию сыпного тифа губернского эпидемического врача Мокошинского в деревню Варзиятчи с 1 марта по 12 апреля 1912 года:
«22 февраля 1912 года Вятская губернская земская управа командировала меня на эпидемию сыпного тифа в Елабужский уезд, где в борьбе с сыпным тифом заболел весь медицинский персонал в деревне (правильно – селе) Варзиятчи.
По приезде в Варзиятчи я нашел 13 больных сыпным тифом, из которых 10 человек помещались в больнице, а трое на квартирах в усадьбе больницы.
Первый случай заболевания был заносный из Уфимской губернии. В караулку деревни Варзиятчи был доставлен странник, который заболел и, по доставке в больницу, вскоре умер.
После этого из лежавших в больнице раньше больных двое заболело тифом (один из починка Покровского, а другой из деревни Турдали). Из прочих больных один был из деревни Кузюмово, трое из деревни Кубок и четверо из деревни Варзиятчи.
Из лежавших на квартирах в усадьбе больницы больны сестра милосердия, фельдшерица-акушерка и земский врач Сарсак-Омгинского участка Бронников, временно заведовавший Варзиятчинским участком (так как доктор Зосимович находился в Петербурге в научной командировке). Они заразились от больных сыпным тифом.
Ввиду тяжкой болезни медицинского персонала и в ожидании приезда вновь приглашенного запасного уездного врача, пришлось принять заведование участком в свои руки. В дальнейшем был доставлен в заразный барак при лечебнице эпидемический фельдшер из деревни Алнаши Николай Заплаткин. Затем свалился также сторож, ухаживавший за больными, Прокопий Дядькин, который скончался от заражения сыпным тифом и оставил после себя жену и двух детей без всяких средств к существованию.
По моему мнению, эпидемия возникла не на почве недоедания, как предполагалось ранее.
Тем не менее, при попутном обследовании окружающих деревень, найдено немало случаев недостаточного питания, требующих оказания продовольственной помощи и могущих дать благоприятную среду для развития заболевания на почве недоедания.
Из деревень нуждающихся в лучшем питании, где следовало бы открыть столовые, необходимо указать на Жагурт, Средний Лог, Чемошур-Куюк, Варзиятчи, Кузембаево, Варзиомга, Болтачево и Варзино-Алексеево».
(ГАКО, ф.616, оп.12, д.162, л.5).
Хотелось бы также отметить, что в те времена в нашей губернии регулярно собирались съезды врачей, которые вырабатывали мероприятия по улучшению качества медицинского обслуживания населения и всех других аспектов работы медицины в губернии.
Эти рекомендации и ложились в основу тех реформ, которые проводились Вятским губернским земством, уездными земствами и государственными медицинскими структурами губернии.
Отмечу также, что в годы Великой Отечественной войны, когда в нашем городе работала Военно-морская медицинская академия (ВММА), специалисты академии постоянно вырабатывали новые методики организации лечебного процесса, которые обсуждались профессиональными сообществами врачей различных специальностей (они тогда работали очень активно) и все выработанные решения немедленно проводились в жизнь.
Это и обеспечивало эффективность лечения раненных и больных бойцов Красной Армии и ускоряло их возвращение в строй.
Сегодня наши чиновники от медицины вообще игнорируют высококлассных специалистов Кировской медицинской академии и даже не приглашают их к себе на коллегии теперешнего Министерства здравоохранения Кировской области.
А зачем?
Ведь их основная задача, видимо, экономия бюджетных средств для «пиления», а не действительное улучшение качества медицинского обслуживания.
Мыслимо ли такое в XXI веке ...
Полная версия:
Александр Рашковский, краевед, 11 августа 2016 года.