Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Почему жители Карелии болеют за исландцев

Почему жители Карелии болеют за исландцев

Олег Реут
Олег Реут
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN
Сборная Исландии по футболу. Фото со страницы Футбольной ассоциации Исландии в Facebook

 

Сборная России проиграла решающий матч против команды Уэльса, по итогам которого покинула Чемпионат Европы по футболу. Вышедшая на игру в траурных повязках в связи с трагедией на Сямозере российская дружина не смогла продемонстрировать ни необходимого мастерства, ни воли к победе. Тем временем сборная Исландия вошла в состав лучших восьми футбольных команд Старого света. Позавчера она одержала убедительную победу над англичанами.

Почему так получается, что многие петрозаводчане и жители Карелии после групповой части турнира переключились на боление за исландцев? Почему именно за них, а не, например, за португальцев, французов или поляков? Как ни странно, но ответы на эти вопросы можно найти в теории одного из самых знаковых исследователей современного национализма Бенедикта Андерсона.

 

 

Британский политолог Бенедикт Андерсон (1936-2015) в своей самой известной книге «Воображаемые сообщества» сформулировал теоретические положения, не выстраиваемые на базе положения, в соответствии с которым «культурное сходство есть основа социальных связей». Андерсон – «конструктивист», то есть сторонник концептуальных представлений, исходящих из того, что все нации искусственно сконструированы в новое время при помощи армии, школы и газет и не опираются ни на какую этническую реальность.

По мнению Андерсона, нация есть сообщество людей, которое при помощи конструируемых культурой образов воображает свое мнимое родство и общность. Самой простой манифестацией этого выступает именно боление за национальную спортивную команду. Болельщики не знают друг друга, но в определенный час они располагаются перед телевизионным экранам, выполняют разделяемые всеми ритуалы и … ощущают проявление коллективной идентичности. Совершенно очевидно, что она не детерминируется национальностью, языком или совместно переживаемой историей. Это может быть региональная идентичность. Та самая северность, которую мы – в Петрозаводске и по всей Карелии – актуализируем в момент просмотра телетрансляции.

 

Сборная Исландии по футболу своей игрой на Евро-2016 завоевала симпатии многих жителей Карелии. Фото с официальной страницы Футбольной ассоциации Исландии в Facebook

 

Для Андерсона нация есть не политическая манипуляция, а культурная и даже ментальная игра. Для него ключевое слово – это не «воображение», а одновременность. Чтобы возникла нация как воображаемая общность, большое число людей должно одновременно и синхронно испытывать одни и те же переживания, получать одну и ту же информацию или, по крайней мере, воображать, что они это делают. Ощущать, что где-то за десятки, сотни, тысячи километров другие люди живут точно такой же жизнью. И именно в этот момент они так же радуются и скорбят, выражают положительные и отрицательные эмоции, совместно переживают.

В исторической перспективе эту одновременность создали печатные книги, а затем газеты. Люди начали соединяться исходя из того, что читали одно и то же. Не менее важно, что возникли не столько близкие языки, сколько единое информационно-коммуникационное пространство.

 

Исландию и Карелию объединяет Север. Фото: Валерий Поташов

 

Важно понимать, что  Андерсон размышлял о нации не в категориях выявленных систем формальных связей между никак лично не знакомыми людьми, которые общаются так, а не иначе, поскольку это предписывают общие обязательные для всех правила. Совершенно наоборот. Рассматриваемые правила не только необязательные, они могут вообще не существовать в реальности. Просто мы чувствуем национальную, а в нашем случае – региональную связанность. Исландцы – северяне, такие же, как карелы, хотя, конечно, «карелами» считаем себя мы сами и делаем это не на основе этнической принадлежности, а исключительно по причине совместного проживания в Карелии, в европейской части Российского Севера или, если хотите, в российской части Севера Европы.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
29 июня 2016
9
Эрнест Мезак
Эрнест Мезак
«Ах, страна Исландская...»
Мнение
3 июня
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
Норвегия обеспокоена контролем над Шпицбергеном
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Это вы сейчас
29 июн 2016 21:31

пытаетесь национализмы раскручивать?

29 июн 2016 22:09

Отвечаю на вопрос, вынесенный в название материала.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураОбществоСпорт