Жители Британских островов проголосовали за выход из Евросоюза. Разница между «за» и «против» крошечная, по всем понятиям стоило бы провести «переигровку». Но Дэвид Кэмерон, их премьер-министр, ещё в начале своего назначения на должность обещавший спросить у граждан их желание находиться в союзе с Грецией, Португалией, Болгарией и прочими нищебродами, сказал, как отрезал – «если народ захотел, мы уходим». И сам засобирался в отставку. Ох, крутит что-то английский Додик!
Шум-гам поднялся на весь мир… но особенно в российском сегменте интернета.
- Молоток, Путин, это он Евросоюз развалил!
- Помните, как в Европе радовались развалу Союза, теперь сами получили.
- Скоро будем подтираться их евриками…
Откуда такая злость? Спасибо пропаганде, особенно старался Миша Леонтьев своей шпиономанией, вылившейся в документальный сериал.
А вот на меня не действует. Старое здание моей английской спецшколы, которое ещё посещала моя прабабушка в статусе гимназистки, стояло по соседству с Британской амбасадой на Софийской набережной в Москве.
- Посольство их курирует, - значительно и полушёпотом рассказывала моя бабушка соседям по дому.
Что, мягко говоря, было неправдой хотя бы из-за контингента учеников – половина из Дома правительства. Кто бы к ним допустил английских шпионов? Единственное тлетворное влияние Запада – это англичанка, загоравшая топлесс в жаркие майские денёчки на крыше посольства, смотреть на неё старшеклассники бегали на чердак. Однако некая англомания всё равно витала над 19-ой, спасибо Beatles. Сменившаяся в старших классах америконфилией… но это уже отдельная история.
А ещё у моей семьи есть родственники в Британии. Потомки двоюродного дедушки, успевшего сразу после революции слинять из советской России. В самом начале 90-х оттуда приезжала пра-пра- по имени Тереза, хотела почувствовать российские корни. Не получилось, не прониклась. Мы, кстати, тоже не прониклись родством, хотя там вроде замок с собственной конюшней.
Да, признаю, Англия не самая дружественная России страна, там приют и убежище находят многие, от Березовского до Закаева. Но и оттуда бегут… но не к нам. Значит, в чём-то не получается соперничать на равных.
Вообще-то причина недовольства английскими избирателями политикой ЕС лежит на поверхности. Мечта любого аборигена Британских островов – свой собственный замок + солидный счёт в банке. А ещё чтобы он даже на расстоянии отличался от «новых англичан», понаехавших со всего мира. Пусть прислуживают, убирают, наливают в пабах, вкалывают на предприятиях, стоят за прилавком… но выше ни-ни, это им не Америка. Впрочем, английские пролетарии тоже не счастливы наплывом пришельцев с Востока, пусть и с востока Европы, они сбивают цену на наёмный труд.
Однако вспомните, какие разговоры шли в советских семьях, где хоть чуть-чуть интересовались экономикой. «Какого хрена мы должны кормить Кавказ и Среднюю Азию?!» - возмущались на московских, минских и киевских кухнях. Особенно после похода в овощные ряды центрального рынка или туристической поездки в Ташкент. Роскошь напоказ (помните рты, полные золотых зубов?) и жлобские цены на привозные фрукты никак не способствовали братству народов.
Что-то похожее происходит и в Объединённой Европе. Самыми богатыми странами Евросоюза являются Великобритания и Германия, они вносят в «копилку» ЕС намного больше денег, чем получают от него. Сегодня и немцы, и британцы задаются справедливым вопросом: «Почему мы должны кормить бездельников-греков с их бесконечными сиестами, начинающих вкалывать, разве что, в высокий туристический сезон?».
Британцам как раз не нравится уравниловка по решению ключевых вопросов, что сегодня происходит в Брюсселе. Они считают, в штаб-квартире больше должны прислушиваться к мнению Лондона, как кормильца… и здесь с ними трудно спорить.
Британцы, как и мы, грезят по былому величию, империи, куда входили и Австралия, и Индия, теперь вполне самостоятельные, самодостаточные, амбициозные. Вы только представьте, для скольких стран английский остался вторым родным языком, когда русский уже и в Таджикистане забыли. Поэтому коренные (подчёркиваю) жители Туманного Альбиона совсем не хотят быть составной частью европейской массы, им обидно делиться славой непонятно с кем.
Я не жду ничего смертельного от формального выхода Англии из ЕС. Она и так была на особом положении, сохранив свой фунт и островную обособленность экономики. И ожидаемого по результатам референдума обвала тоже не произошло - и валюта, и нефть, и акции просели в допустимых пределах, что обычно бывает при любых изменениях в мировой политике.
Кто сказал, что разделение всегда катастрофа? Чехия со Словакией, по-моему, прекрасно себя чувствуют по отдельности. Посмотрите, насколько бывшие югославские республики самодостаточны в том же футболе или индустрии отдыха. Или вспомните, с каким пафосом в перестройку Горбачёв говорил о желании Прибалтийских республик отделиться от СССР – «да куда они денутся?». Таки делись. И, если завтра там провести референдум о возвращении в союз того же типа, боюсь, кого-то результаты очень разочаруют.
Но если кому-то нравится свысока рассуждать о «крушении западной цивилизации», видеть в рядовом рабочем визите Путина в Китай нечто сакральное для евразийского мира, что ж, его право плюс работа психоаналитикам.
Кстати, как показывают результаты соцопросов, далеко не все британцы понимают суть вхождения в состав Евросоюза, его плюсы и минусы. Для очень многих - это просто популярная в последние годы форма речи, не имеющая выраженного прикладного значения. Там тоже далеко не все семи пядей во лбу, даже среди коренных, всё зависит от интеллекта и уровня образованности.
Думаю, на это и рассчитывал блестяще образованный Додик Кэмерон, обещая избирателям право решать о своём присутствии в Евросоюзе. Потому что у Англии (пусть и без Шотландии, обойдётся) есть прекрасная возможность вступить в другой союз, который практически возник в мировом пространстве. Это некое Североамериканское экономическое пространство, куда наряду США войдут Канада, Австралия и Новая Зеландия. Близкие по демократическим принципам, внутреннему устройству и культуре страны, что немаловажно – все англоязычные, ещё и англичанам придётся к ним подтягиваться. Вот это однополярность! Причём сам Кэмерон туда прекрасно впишется в качестве реального главы государства. И ответ на вопрос, почему королева помалкивала весь плебисцит, не хотела раскрывать схему, о которой была в курсе.
Так что, дети, наблюдаем за Лондоном… то ли ещё будет!
I like it.